В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» открылись два новых раздела
Первый, посвященный часам и другим механизмам XVII – XIX веков, пополнился 30 экспонатами. Второй раздел впервые представляет 70 произведений античного стекла из некрополей Северного Причерноморья.

ФОТО АВТОРА
Специально для «Санкт-Петербургских ведомостей» кураторы проектов рассказали о самых интересных новых экспонатах.
Григорий Ястребинский, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры, пояснил, как устроен гелиохронометр (солнечные часы) XVIII века. Это подвижное кольцо, в котором смонтирована подвижная рамка с двумя пластинами, расположенными напротив друг друга. В ту, что с двумя отверстиями, надо поймать лучи солнца, чтобы на другой пластине узнать время. На нижней части рамки укреплен циферблат, который дублировал показание времени.
Настольный «Планетарий» был выполнен в 1820‑е годы мастерами «Механического заведения Главного штаба». Он представляет собой модель Солнечной системы. На штангах, которые держат планеты, выгравированы размеры небесных тел, расстояние до Солнца, период обращения вокруг светила. Центральная часть модели может сниматься, и на ее место устанавливается механическая система, показывающая, как Земля с Луной вращаются вокруг миниатюрной масляной лампы. Она имитирует освещение планеты Солнцем в зависимости от времени суток. «Планетарий» служил учебным пособием для детей Николая I.
Армиллярная сфера (модель звездного неба) была изготовлена в 1801 году механиком Осипом Шишориным и поднесена Александру I. В 2024 году прибор был полностью отреставрирован в Эрмитаже и теперь занял место в постоянной экспозиции.
Анастасия Кудрина, научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства, обратила наше внимание на позолоченные каминные часы «Арлекин». Они созданы в 1820‑е годы по эскизу Пьер-Филиппа Томира, известного мастера эпохи ампира, это его поздняя работа. Костюм Арлекина расписан разноцветными эмалями, что является большой редкостью. Персонаж держит в руках часы с петухом — символом зари. Это не аналог кукушки, петуху некуда спрятаться.
Часы с бюстом Петра I изготовлены неизвестными русскими мастерами первой половины XIX века. Две крылатые богини Ники держат венок над головой самодержца. Возможно, это был индивидуальный заказ, документы на него не обнаружены, но известно, что часы хранились в Зимнем дворце.
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира, пояснила, что все представленные предметы из стекла были изготовлены между VI веком до н. э. и IV веком н. э. В основном сосуды относятся к I – II векам н. э. Они были созданы мастерами Восточного Средиземноморья, а обнаружены около 150 лет назад при раскопках погребений в Пантикапее, Нимфее и Ольвии. Огромная заслуга в формировании этого собрания принадлежит коллекционерам XIX века — Александру Новикову, керченскому меценату; Александру Бобринскому, государственному деятелю и археологу; Юлиусу Лемме, выкупавшему предметы у «черных копателей».
Самыми древними экспонатами являются миниатюрные сосуды, выполненные в сложной технике «сердечника». На глиняную болванку наматывались горячие стеклянные «жгуты» одного цвета, составляющие фон. На них накладывались разноцветные нити, чаще всего фиолетовые, желтые, голубые, создававшие узор. Когда стекло застывало, болванку аккуратно удаляли, получался изящный флакончик высотой несколько сантиметров. Он не имеет плоского дна, сосуды подвешивали на цепочках. Такие флакончики стоили очень дорого, они использовались для транспортировки с Ближнего Востока и последующего хранения ароматных масел.
Прозрачный легкий канфар с ручками представляет любимую чашу бога Диониса, который, согласно мифам, пил вино только из рога или канфара. Эта форма прошла через всю Античность, но изделия из стекла — большая редкость. Обычно они были керамическими или бронзовыми.
Совершенный кувшин из зеленого стекла был найден в склепе Деметры в Пантикапее. Его изготовил мастер, подражавший, в лучшем смысле этого слова, знаменитому финикийцу Энниону. Уникальным является стакан с надписью «Будь здоров и радуйся!», это благопожелание — тост. Из другого стакана никогда не пил человек, на нем изображены Зевс, Посейдон, Дионис и Гермес. Он служил для подношения богам, люди не имели права такими пользоваться.
Зеленый сосуд, так называемый арибалл, предназначался для мужчин, в нем находилось масло для предохранения кожи во время спортивных состязаний. Дамские сосуды — бальзамарии — отличает тонкое горло, в них заливали ароматное масло и закладывали в погребения. В одном из них обнаружили тонкую короткую низку бус. Вероятно, бусы принадлежали молодой девушке с очень тонкой шеей.
Изящный гуттус, или капельница, с воронкообразным горлом предназначался для отмеривания малых доз сильнодействующих лекарств. Другой мерный сосуд модиолус, от слова «модий» — древнеримская единица объема, стал гимном эрмитажным реставраторам, воссоздавшим из сотни фрагментов этот сосуд для измерения объема зерна.
Завершают показ два редких предмета. Прозрачный (чтобы увидеть цвет напитка) кувшин для вина украшен ожерельем на средней части горлышка и изящным лепестком, поднимающимся над краем венчика. Другой небольшой кувшинчик является шедевром античного стеклоделия. Мастер сумел создать полную иллюзию поблескивающего на свету полудрагоценного камня, фиолетового халцедона.
Посещение экспозиций возможно только с экскурсией по хранительскому центру.
Возрастное ограничение 6+
Читайте также:
В Эрмитаже открылась одна из главных выставок года — «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»
В залах-трансформерах Главного штаба открылась выставка «Твердыня пламенная»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7811) от 11.12.2024 под заголовком «Часы с петухом и стакан с тостом».
Комментарии