2Vtzqv4Hz9U

В Республике кошек открылась выставка иллюстраций Татьяны Капустиной

В Республике кошек на улице Якубовича до 9 сентября открыта выставка иллюстраций Татьяны Капустиной, графика ленинградской школы, классика анималистического жанра, к книге Ольги Смирновой «Дикие кошки». Выставку можно посетить по предварительной записи.

В Республике кошек открылась выставка иллюстраций Татьяны Капустиной | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Марии ШЕРИХ

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Марии ШЕРИХ

Петербургская художница ушла из жизни в мае, в разгар пандемии. Ей было 85 лет. Татьяна Капустина прошла путь, типичный для многих ленинградских одаренных детей. Сначала кружок рисования во Дворце пионеров. Потом СХШ при Академии художеств, наконец, открылись и двери самого Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Она училась на графике, у Леонида Овсянникова и Владимира Ветрогонского. Дипломной работой стали иллюстрации к «Холстомеру» Льва Толстого. А первой оформленной книгой – рассказ Чехова «Белолобый» (1959). С тех пор художница проиллюстрировала почти полторы сотни книг, тираж их превышает двадцать миллионов. С особым удовольствием Татьяна Капустина работала над книгами о животных: «Джулькино детство» Сергея Иванова, «Девять белых лебедей» Сергея Воронина, «Серая Шейка» Мамина-Сибиряка, «Голубые дали» Соколова-Микитова...

Она работала в разных техниках. Любила акварель. И особенно литографию, гравюру на камне – технику сложную, требующую твердой руки, физических усилий.

В Ленинграде была очень сильная школа литографии, вообще – графики. Традиции мастерства, поставившего оформление книг и журналов на пьедестал, тянулись еще из дореволюционного Петербурга, от художников «Мира искусства». Следуя традиции, Татьяна Капустина рисовала прямо на камне, чаще всего с натуры – искала зверей везде, ку да бы ни забросила судьба. А была она легка на подъем и путешествовала много – и по России, и по миру. Ей было за 60, когда она отправилась в полугодовой круиз на судне «Любовь Орлова». Началось путешествие на юге России, а завершилось за Южным полярным кругом, у Антарктиды. Там она рисовала тюленей и пингвинов.

В последнее время художница много времени проводила за городом, в Вырице, с собакой. Одно время у нее жил лисенок – сосед нашел раненого малыша и принес ей. Он стал совсем ручным, любил лежать на плечах у ее племянницы, будто роскошный воротник, позировал для «Серой Шейки» Мамина-Сибиряка.

Татьяну Капустину я встречала иногда на вернисажах. Живая, улыбчивая, кажется, совершенно равнодушная к одежде – было бы удобно. Что стоило подойти, познакомиться, поговорить? Не случилось. Бывало, что она приходила в какую-нибудь галерею вместе со своей собакой. Она любила всех зверей, но собак все-таки больше других.

Звери у нее – реалистические, чаще всего зарисованные с натуры. Рисунки были результатом долгих наблюдений, отточенными, мастерскими. Анималистическая тема иногда решается сентиментально, даже слащаво. У Капустиной сладенького, красивенького не было и в помине. При этом все ее звери и птицы обладали своим характером, особой пластикой, подлинной красотой живого – хрупкой, мимолетной, чудесной.

#выставка #графика #кошки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6750) от 27.08.2020 под заголовком «Все звери на ее камне».


Комментарии