В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Перекличка эпох»

В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков (МИСП) открылась выставка «Перекличка эпох» из цикла «Художественные династии», посвященная роду Савиновых. Куратор Марат Исмагилов провел для нашей газеты мини-экскурсию.

В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Перекличка эпох» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Выставка четырех поколений Савиновых продолжает «мисповскую» серию показов ленинградского искусства, начатую проектами о Прошкиных, Игнатьевых, Пакулиных. «Перекличка эпох» составлена из семейного собрания Савиновых. Из 80 картин и 50 керамик показывались только одиночные работы на разбросанных по времени выставках.

Александр Савинов (1881 – 1942), саратовец, ученик Репина, золотой медалист (позднее руководитель учебной мастерской) Академии художеств, работал на орбитах, близких к Борисову-Мусатову, Петрову-Водкину, Павлу Кузнецову. В 1936 году он задумал диптих из двух больших многофигурных полотен: «В парке культуры» _ про светлое советское настоящее и «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции» – про старое мрачное прошлое. Техническое состояние позволило показать только «Парк», дополнив его эскизами к обеим картинам, и незаконченный автопортрет того же времени.

Второе поколение – сын Глеб Савинов и его жена Ольга Богаевская. Участник Второй мировой, Савинов стал создателем кафедры монументальной живописи в Мухинском училище. Куратор выделил его картину «В мастерской художника», характерную для оттепельных годов, когда частная жизнь и домашний уют становятся важнее пафоса «великих строек». «Рыжий мальчик» создан позднее как воспоминание о детстве на берегу Волги с колесными пароходами и «взвозами». Богаевская, иллюстратор детской книги, ученица Александра Осьмеркина, взяла у него культуру цвета, тому пример картины «Завтрак» и «Танец».

Наталья Савинова, дочь Ольги и Глеба, сосредоточилась на керамике. МИСП показывает всю серию «Часы». Это современная версия каминных часов. Механизм помещен в «интерьер» в духе Константина Сомова, когда нега, сон и отдых позволяют забыть о беге времени.

Екатерина Сухарева, дочь Натальи, продолжила керамические традиции династии, где ирония и профессиональное мастерство идут рядом. Композиция с девушкой и домашними петухами-курами названа строчкой из Высоцкого: «Только прилетели, сразу сели». Спрашиваю Сухареву: «О чем эта выставка?» – «О ленинградской культуре, об уровне мастеров, которые в городе трудились. МИСП работает для аудитории разных возрастов, молодому зрителю выставка расскажет об искусстве, которое живет долго».

#выставка #искусство #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6750) от 27.08.2020 под заголовком «Парк культуры Савиновых».


Комментарии