В Пушкине открылась выставка к 25-летию Историко-литературного музея города
В Историко-литературном музее города Пушкина (Леонтьевская улица, 28) открылась выставка, посвященная его 25-летию.

ФОТО АВТОРА
Она называется «Музейный код. 1996 – 2021». Но главные сюжеты посвящены будущему. Как сказала на вернисаже Наталья Петрова, директор музея, мы находимся в юном возрасте, переживаем время романтики и смелых замыслов.
Музей начинался полвека назад с небольших краеведческих экспозиций, созданных местными энтузиастами. В 1986 году на их основе был создан филиал Музея истории Ленинграда. Через десять лет он стал самостоятельным музеем и сейчас занимает в Пушкине три здания – памятника архитектуры. Главное – бывший комплекс Царскосельской градской полиции, построенный в 1821 году по проекту Василия Стасова, а также Московские ворота с кордегардиями и дом Алексея Толстого, где писатель жил в 1930-е годы.
Третий адрес – это как раз о будущем. В 2022 году должен быть утвержден проект реставрации дома, и тогда можно начинать работы. Пока же музейщики готовят экспозиции о Толстом и литераторах ХХ века, связанных с Царским Селом – Пушкином. Поэтому в центр выставки помещена инсталляция «Стул». В белом боксе с окошками помещен стул, требующий капитального ремонта. Как пояснила нашей газете Надежда Чистик, куратор выставки, недавно музей приобрел мебельный гарнитур из 13 предметов конца XIX века, характерный для толстовского времени. После реставрации мебель займет свое место в экспозиции. Туда же отправятся метроном Толстого, карманные часы писателя Вячеслава Шишкова, кресло-качалка Татьяны Гнедич, поэта и переводчицы Байрона.
Другая часть выставки показывает предметы, уже вошедшие в экспозиции музея. Барельеф Анны Ахматовой подарен скульптором Виктором Зайко для «Поэтов Царского Села». Эскиз гостиничного комплекса в неорусском стиле для Федоровского городка создал в 1916 году архитектор Владимир Максимов. Рисунок украшает «Прогулки по идеальному городу». Большой чемодан принадлежал Олегу Пантюхову, основателю скаутского движения в России, он помещен в экспозицию об этом движении. Кстати, она первая в государственных российских музеях. Ручная сбивалка с металлическим механизмом в стеклянной колбе стала частью интерьера «Царскосельский трактир».
В документальном разделе выставки мое внимание привлекла папка «Московские ворота. Архитектурно-строительное решение по ремонту металлодекора». Проект датирован 2020 годом. Но, увы, он уже устарел... Летом нынешнего года какой-то лихач въехал на грузовике в северный чугунный пилон, украшенный двуглавым орлом. Хрупкая птица и колонна разрушились на части.
Разумеется, музейщики направили заявление в полицию, собрали все детали и перенесли их в фонды. Но понятно, что у небольшого музея нет средств на реставрацию пилона и орла.
Остается надеяться, что найдется добрая душа при деньгах и ворота восстановят раньше, чем музей встретит следующую круглую дату.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7064) от 03.12.2021 под заголовком «Как орлу взлететь».
Материалы рубрики
В Архангельске открылась выставка «Долгая выдержка»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии