В Михайловском замке открылась выставка «Я – Достоевский»

Выставка создана к 200-летию со дня рождения писателя. Это интересный опыт, который соединил картины и предметы из семи ведущих российских художественных и литературных музеев.

В Михайловском замке открылась выставка «Я – Достоевский» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Достоевский провел семь лет, обучаясь в бывшей резиденции Павла I: «Меня с братом Мишей свезли в Петербург в Инженерное училище. 16-ти лет, и испортили нашу будущность. По-моему, это была ошибка!» – отметит писатель много лет спустя в одном из писем. Главное инженерное училище дало второе название замку – Инженерный, которое в советское время было единственным.

Начиная с 1862 года Достоевский путешествовал по Европе, увидел шедевры Рафаэля в Дрезденской галерее, галерее Уффици и других итальянских музеях, стал фанатом искусства Возрождения. Тогда в музеях не было современных безумных очередей. По воспоминаниям Анны Достоевской, жены писателя, Федора Михайловича было не вытащить из музеев, и только опасения опоздать на поезд могли заставить его оторваться от собраний картин, которые он помнил наизусть.

Сейчас Михайловский замок принадлежит Русскому музею, то есть музею изобразительного искусства. Звезды сошлись. Вера Бирон, куратор выставки, заместитель директора Музея Достоевского, предлагает зрителю выставку-путешествие. По Петербургу, по биографии писателя, по сюжетным линиям его произведений. Совершить путешествие можно с помощью картин, рисунков, скульптур, личных вещей Достоевского, прижизненных изданий его романов. В этом зрителям поможет аудиогид, записанный от первого лица актерами Александром Кудренко и

Ильей Делем. Отсюда название выставочного проекта: «Я – Достоевский».

Это путешествие может показаться сложным. Особенно тем, кто не читал романов Достоевского или не помнит их сложных сюжетов. И тут у публики есть две возможности. Одна – принять правила игры и следовать за аудиогидом.

Тогда становится понятно, почему выставка начинается с картины «Заход солнца» Каспара Давида Фридриха. В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников выходит из дома одиннадцать раз. Из них – десять на закате. Почему на выставку попала картина «Странник» Василия Перова? Странником был Макар Долгорукий, приемный отец Аркадия Версилова, главного героя романа «Подросток». Зачем в центральном зале установлен большой бронзовый «Мефистофель» скульптора Марка Антокольского? «Альтер эго» гетевского персонажа стал Иван Карамазов из романа «Братья Карамазовы», который хочет добра, а творит зло... В финале можно поспорить с куратором, надо ли было завершать выставку скромным пейзажем Федора Васильева «Заря в Петербурге» в роли символа современной всемирной известности и славы Достоевского, взошедших над всем читающим миром.

Впрочем, любой зритель имеет право не следовать советам. И тут вступает в силу кураторский расчет на знание медийного образа писателя Достоевского – сидел на каторге, играл в рулетку, был глубоко верующим человеком. Из Москвы привезли Евангелие – первое издание на русском, а не церковнославянском языке, которое в 1850 году каторжанину Достоевскому подарила Наталья Фонвизина, жена ссыльного декабриста. Писатель берег книгу до конца жизни. Сейчас она хранится в Российской государственной библиотеке.

«Выстрелит» изобразительный ряд – рисунок Павла Федотова «Игроки», картина Валерия Якоби «Привал арестантов», Никанора Тютрюмова – «Портрет каторжанина Петра Алексеева», эскиз Ивана Крамского «Христос в пустыне».

Копии картин «Сикстинская мадонна», «Мадонна в кресле» Рафаэля, а также «Динарий Петра» Тициана (иллюстрация знаменитой евангельской притчи «Богу богово, кесарю кесарево») созданы Алексеем Марковым и другими высококлассными академистами XIX века. Оригиналы заставляли Достоевского опаздывать на поезда.


#выставка #Михайловский замок #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7064) от 03.12.2021 под заголовком «Романс живописью».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?