В Михайловском замке открылась выставка «Я – Достоевский»

Выставка создана к 200-летию со дня рождения писателя. Это интересный опыт, который соединил картины и предметы из семи ведущих российских художественных и литературных музеев.

В Михайловском замке открылась выставка «Я – Достоевский» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Достоевский провел семь лет, обучаясь в бывшей резиденции Павла I: «Меня с братом Мишей свезли в Петербург в Инженерное училище. 16-ти лет, и испортили нашу будущность. По-моему, это была ошибка!» – отметит писатель много лет спустя в одном из писем. Главное инженерное училище дало второе название замку – Инженерный, которое в советское время было единственным.

Начиная с 1862 года Достоевский путешествовал по Европе, увидел шедевры Рафаэля в Дрезденской галерее, галерее Уффици и других итальянских музеях, стал фанатом искусства Возрождения. Тогда в музеях не было современных безумных очередей. По воспоминаниям Анны Достоевской, жены писателя, Федора Михайловича было не вытащить из музеев, и только опасения опоздать на поезд могли заставить его оторваться от собраний картин, которые он помнил наизусть.

Сейчас Михайловский замок принадлежит Русскому музею, то есть музею изобразительного искусства. Звезды сошлись. Вера Бирон, куратор выставки, заместитель директора Музея Достоевского, предлагает зрителю выставку-путешествие. По Петербургу, по биографии писателя, по сюжетным линиям его произведений. Совершить путешествие можно с помощью картин, рисунков, скульптур, личных вещей Достоевского, прижизненных изданий его романов. В этом зрителям поможет аудиогид, записанный от первого лица актерами Александром Кудренко и

Ильей Делем. Отсюда название выставочного проекта: «Я – Достоевский».

Это путешествие может показаться сложным. Особенно тем, кто не читал романов Достоевского или не помнит их сложных сюжетов. И тут у публики есть две возможности. Одна – принять правила игры и следовать за аудиогидом.

Тогда становится понятно, почему выставка начинается с картины «Заход солнца» Каспара Давида Фридриха. В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников выходит из дома одиннадцать раз. Из них – десять на закате. Почему на выставку попала картина «Странник» Василия Перова? Странником был Макар Долгорукий, приемный отец Аркадия Версилова, главного героя романа «Подросток». Зачем в центральном зале установлен большой бронзовый «Мефистофель» скульптора Марка Антокольского? «Альтер эго» гетевского персонажа стал Иван Карамазов из романа «Братья Карамазовы», который хочет добра, а творит зло... В финале можно поспорить с куратором, надо ли было завершать выставку скромным пейзажем Федора Васильева «Заря в Петербурге» в роли символа современной всемирной известности и славы Достоевского, взошедших над всем читающим миром.

Впрочем, любой зритель имеет право не следовать советам. И тут вступает в силу кураторский расчет на знание медийного образа писателя Достоевского – сидел на каторге, играл в рулетку, был глубоко верующим человеком. Из Москвы привезли Евангелие – первое издание на русском, а не церковнославянском языке, которое в 1850 году каторжанину Достоевскому подарила Наталья Фонвизина, жена ссыльного декабриста. Писатель берег книгу до конца жизни. Сейчас она хранится в Российской государственной библиотеке.

«Выстрелит» изобразительный ряд – рисунок Павла Федотова «Игроки», картина Валерия Якоби «Привал арестантов», Никанора Тютрюмова – «Портрет каторжанина Петра Алексеева», эскиз Ивана Крамского «Христос в пустыне».

Копии картин «Сикстинская мадонна», «Мадонна в кресле» Рафаэля, а также «Динарий Петра» Тициана (иллюстрация знаменитой евангельской притчи «Богу богово, кесарю кесарево») созданы Алексеем Марковым и другими высококлассными академистами XIX века. Оригиналы заставляли Достоевского опаздывать на поезда.


#выставка #Михайловский замок #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7064) от 03.12.2021 под заголовком «Романс живописью».


Комментарии