В Петербурге открылась выставка «Космизм в русском искусстве»

В Русском музее открылась выставка с интригующим названием «Космизм в русском искусстве». Она не про космические полеты, а про тайные нити, которые связывают каждого человека и все человечество со Вселенной.

В Петербурге открылась выставка «Космизм в русском искусстве» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Космизм – явление сложносоставное. Этим понятием объединен целый ряд философских, мистических, эстетических, научных течений начала ХХ века. Общее в них то, что мир ощущается и описывается как живой организм, в котором все взаимосвязано. Микрокосм является отражением макрокосма, человек – частью и подобием космоса. Причем мироощущение это базируется на научных открытиях и необыкновенно интересно преломляется в литературе и изобразительном искусстве.

Идеи Циолковского и Вернадского, философия Николая Федорова и теория Эйнштейна – все переплавили в образы и символы те, кого сегодня называют художниками-космистами. Хотя каждый из них ощущал и воплощал новые представления об устройстве Вселенной по-своему.

Василий Кандинский, Казимир Малевич, Микалоюс Чюрленис, Павел Филонов, Василий Чекрыгин, Николай Рерих – именно их имена в первую очередь исследователи связывают с космизмом в искусстве. Известны не только их картины, но и размышления о природе творчества, о мироздании. Их можно прочесть на выставке.

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров... Каждое произведение возникает практически так, как возник космос...» – писал Василий Кандинский. И его абстрактные композиции рождались именно так. В них формы и цвета сталкиваются и спорят друг с другом, создавая в итоге гармоничное целое. Нет смысла искать в этих картинах отражения реально существующих предметов. Только отражение законов развития жизни (самим художником сформулированных в трудах по теории искусства).

Точно так же, как в супрематических композициях Малевича, ведущих зрителя «не к осознанию и осязанию мира, но к чувствованию и ощущению». Ибо «скрытая по-за сознанием реальность», по мнению художника, гораздо важнее, чем видимый, предметный мир.

В том же направлении мыслил Василий Чекрыгин: «Природа создала утонченнейшее себя – человека. Человек стал художником. Природа через художника создает те образы, отобразить которые не может. Художник выше природы». На выставке представлены работы Чекрыгина, вдохновленные идеей Николая Федорова о воскрешении мертвых и их «вознесении на небесные земли» (другие планеты). И это не абстракции: человеческие фигуры и лица вполне узнаваемы. Но сплавлены общим пространством, единой средой, из которой возникают и в которой тают словно бы на глазах у зрителя.

По-своему проникает в суть вещей Павел Челищев. Его акварели «Внутренний ландшафт», «Меркурий», «Лимон», «Орех» – попытка увидеть в капле океан. В строении человеческого тела или плода – подобие космоса. «Глаз представляет собой чудесный прозрачный молочно-белый шар, наполненный водной субстанцией... прозрачные деревья, вены и артерии произрастают из его поверхности...» – так пишет художник, так он видит и так творит.

Кроме того, в залах Корпуса Бенуа можно увидеть произведения Кузьмы Петрова-Водкина с их головокружительной «планетарной перспективой», Павла Филонова, «выращивавшего» свои композиции как живые сущности из красочного подобия атомов и молекул, космические фантазии Константина Юона, Натальи Гончаровой, и не только.

Также там работы художников группы «Амаравелла», что в переводе с санскрита означает «Ростки бессмертия». Их нечасто показывают большие музеи, ибо мистические взгляды Александра Сардана, Петра Фатеева, Бориса Смирнова-Русецкого и других пришлись не ко времени и даже повлекли за собой репрессии. Долгое время об этой группе вообще не вспоминали. Теперь Русский музей попытался встроить их «Космическую геометрию», «Звездные пути», «Космическую архитектуру» и прочее в общую картину.

Выставка получилась сложной. 180 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, московского Музея космонавтики, Тверской областной картинной галереи, Новосибирского художественного музея, частных коллекций. Зрителю предстоит самостоятельно разбираться, как тот или иной мастер отразил представление о цельной, пронизанной миллионами невидимых связей Вселенной в своих холстах и листах.

Аннотации и высказывания авторов в помощь, но все равно вопросов больше, чем ответов. Пожалуй, самым разумным будет положиться на интуицию – попытаться поймать общее впечатление, увидеть, как в столкновении разных творческих методов рождается общее мироощущение. Тем более что оно достаточно актуально. Современные исследования в области квантовой физики подтверждают – все в этом мире соткано из одних и тех же частиц, все переплетено. И каждый из нас – живая часть живого мира.


#Русский музей #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7063) от 02.12.2021 под заголовком «Увидеть в капле океан».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?