В поисках настоящей реальности. Чем заинтересует публику «Театр» в Театре им. В. Комиссаржевской
Спектакль расскажет о людях, которым играть в любовь проще, чем любить.
Фото предоставлено театром им. Комиссаржевской
Женщина-актриса – больше чем женщина? Во время просмотра спектакля «Театр» по мотивам одноименного романа Сомерсета Моэма становится понятно – это утверждение имеет под собой основание. Талантливой актрисе и красивой женщине Татьяне Кузнецовой роль звезды лондонской сцены определенно идет. Кажется, что сам спектакль создавался именно как ее бенефис.
Постановку также осуществила красивая женщина и талантливая актриса. На счету Маргариты Бычковой почти четыре десятка актерских работ в Театре им. В. Комиссаржевской и бесчисленное количество ролей в кино. «Театр» стал ее вторым режиссерским опытом. Дебют в этом качестве – спектакль «Три дуры, три дороги, три души» (сейчас в афише театра постановка значится как «3d») по пьесе Кшиштофа Бизё «Рыдания». Маргарита Бычкова в одном из интервью назвала ее «абсолютно женской историей». Все роли в спектакле (трех женщин разного возраста) играет одна актриса – Александра Сыдорук.
Эта история – тоже абсолютно женская. Главная героиня романа – английская актриса Джулия Ламберт – на последнем взлете своей карьеры, но все еще востребована и любима публикой. Правда, сама она давно не любит (в частности, своего постаревшего мужа-красавца), но талантливо играет в любовь – и на сцене, и в жизни. Играть становится сложнее, когда к Джулии приходят настоящие чувства – она влюбляется в молодого бухгалтера Тома Феннела, ровесника своего сына.
Фото предоставлено театром им. Комиссаржевской
Роман Сомерсета Моэма о мире театра и его жителях – красив и на бумаге, и на сцене, и на экране. Даже если кто-то из зрителей первоисточник не читал, то его сюжет он знает точно. Либо по фильму 2004 года «Быть Джулией» с Аннетт Бенинг (актриса получила за эту роль «Золотой глобус» и была номинирована на «Оскар»), но скорее всего – по легендарной латвийской версии 1978 года с Вией Артмане, Иваром Калныньшем и чудесной музыкой Раймонда Паулса. Впрочем, сравнивать постановку с этими фильмами не стоит. Спектакль полностью самостоятелен – у него своя музыка, свои герои, своя атмосфера, своя мысль.
Зрителей он встречает деликатным звучанием джаза, песней про загадочную улыбку Моны Лизы и белоснежными глянцевыми интерьерами. Это мир театра изнутри – гримерная, где проходит почти вся жизнь знаменитой английской актрисы. Удобные пуфики и подушки, огромное зеркало (в котором отражаются и актеры, и зрительный зал), светские беседы ни о чем. По ходу действия гримерка театра «Сиддонс» превращается то в чердак с видами на старый Лондон, то в фешенебельный ресторан, где влюбленная Джулия будет танцевать с молодым поклонником.
Фото предоставлено театром им. Комиссаржевской
Созданная художником Александром Храмцовым сценография усиливает эффект «театра в театре». Благодаря особенностям строения раздвижных декораций зритель постоянно видит работу технических служб, а мастера по свету вообще находятся прямо на авансцене и в нужные моменты наводят свет софитов на лица главных героев.
Татьяна Кузнецова в роли Ламберт кокетлива, жива и обаятельна. Она все успевает: играть, читать текст от автора, общаться с публикой, заразительно смеяться и шутить. Юмор и легкость – пожалуй, главное качество, присущее и главной героине, и спектаклю в целом. Эта Джулия не будет мстить возлюбленному и своей молодой сопернице (роль Эвис Крайтон исполняет Варвара Репецкая). Сцена, в которой опытная актриса затмевает и намеренно унижает глупую дебютантку, в спектакле отсутствует. Не то чтобы Джулия-Татьяна Кузнецова была выше мести. Просто эта женщина не играет судьбами других. Она играет только сама – не помня зла, словно бабочка порхая по жизни и над жизнью.
Фото предоставлено театром им. Комиссаржевской
Спектакль «Театр» получился очень театральным – эффектным, стильным, красивым, порой ироничным. Здесь шутит и играет на публику сверхзаботливая до льстивости домработница Эви (актриса Татьяна Самарина), муж Джулии и директор театра Майкл Госселин (Евгений Иванов) – франт в бархатном пиджаке, такой же самовлюбленный, как и его жена. Все роли получились – персонажи интересные, забавные, все немного притворщики. Настоящий обман зрители чувствуют, когда вместо обольстительного Калныньша в роли Тома Феннела они видят студента-отличника (Игорь Андреев / Иван Васильев). Но потом и этот выбор режиссера становится ясен зрителю: тщеславный карьерист, он будет особенно жалок в сравнении с той, которую предал – женщиной с легкой, но чистой душой.
Костюмы, созданные Никой Велегжаниновой, переносят публику в 30-е годы XX века, когда Моэм и писал свой знаменитый роман. Бархат и атлас, перья и блестки, шелковые пеньюары и платье Медеи с массивными золотыми украшениями. Образ из древнегреческой трагедии – женщины, которая после измены мужа убивает своих детей – проходит в спектакле не просто фоном, а противопоставлением сути самой Джулии. Для этого использован специальный видеоряд: только так зритель видит ее жизнь вне гримерки – актрису на сцене и актрису без маски, которая словно девочка бежит по лестнице на первое свидание.
Впрочем, модные сейчас видеопроекции и интерактив – все это не суть спектакля. В каком-то смысле «Театр» – самая классическая из всех традиционных и самая традиционная из классических постановок. Главные здесь – актеры, их игра. А когда начинается «игра в актерскую игру» – тут зал может удержать только их мастерство, энергетика и чувство юмора, отнюдь не внешняя красота, атмосфера или музыка. Хотя они тоже, безусловно, важны.
Фото предоставлено театром им. Комиссаржевской
В театре, носящем имя Веры Федоровны Комиссаржевской, наверное, логично появление спектакля о судьбе женщины-актрисы. Правда, истории этих двух актрис такие разные. Как известно, Джулия Ламберт в конце романа возвращается в привычный для себя мир. «Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность». Столкновение с настоящей жизнью оказалось для нее слишком болезненным. Она снова хочет туда, где не больно.
Как жить правильно? Кто знает...
Комментарии