Шесть актрис и многозвучие. Чем удивит зрителей спектакль «Три сестры» в БДТ
Постановка режиссера Панкова разительно отличается от пьесы Чехова.
Фото Стаса Левшина
На этот спектакль стоит идти, если текст чеховской пьесы вы знаете наизусть. Во всяком случае, перед просмотром «Трех сестер» в постановке московского режиссера Владимира Панкова нужно очень внимательно ее перечитать. Иначе вы рискуете просто запутаться в героях, их репликах и, в конце концов, потерять суть происходящего на сцене.
Во-первых, сестер будет не трое, а по крайней мере шестеро: три актрисы в возрасте, описанном Антоном Павловичем Чеховым, и еще три – лет на 30 старше. Ольгу играют Татьяна Аптикеева и Елена Попова. В увиденном показе роль Маши исполняли Карина Разумовская и Мария Лаврова, Ирины – Алена Кучкова и Екатерина Толубеева. Есть и другой состав, где Машу играют Полина Толстун и Екатерина Толубеева, а Ирину – Юлия Дейнега и Людмила Сапожникова (сыгравшая Ирину в спектакле Георгия Товстоногова 1965 года).
Идея «состарить» чеховских сестер отнюдь не нова – ни для театра, ни для кино. Сейчас, когда лет в сорок только-только начинают жить, кто будет несколько часов выслушивать переживания двадцатилетних девушек об утраченном счастье? Пожалуй, только психолог. В 2017 году на экраны вышел фильм Юрия Грымова «Три сестры». Главные роли в нем исполняют Людмила Полякова, Анна Каменкова и Ирина Мазуркевич, а действие происходит в наши дни. Малобюджетная картина (говорят, артисты согласились играть без гонорара) получилась удивительно созвучной эпохе – тонко и точно она отображает нашу реальность с ее борьбой агрессивной наглости и трогательной хрупкости. Этот грустный рассказ о постепенном уходе интеллигенции петербургскому зрителю будет особенно близок и понятен.
Но вернемся к спектаклю. Кроме этих шести персонажей, в постановке есть чудесная маленькая девочка в белоснежном фартуке – то ли маленькая Ира, то ли символ безвозвратно ушедшего безмятежного детства. Она играет на фортепиано, поет и порой сменяет «старших сестер» в диалогах с другими героями спектакля. Все сестры существуют на сцене одновременно – повторяя и дополняя фразы друг друга, копируя жесты и пластику.
Наконец, полноценным героем этого спектакля является музыка. Вернее, странный «военно-гимназический оркестр»: молодые люди в военной форме и девушки в форме гимназисток сопровождают и дублируют звуками музыкальных инструментов все действие, все волнения души героев, все диалоги и монологи. Тут стоит заметить, что режиссер Владимир Панков – не только художественный руководитель московского театра «Центр драматургии и режиссуры», но и создатель студии SounDrama, пропагандирующую сплав драматического и музыкального жанров и объединившую музыкантов, артистов, художников и хореографов.
Действие происходит не в доме Прозоровых, хотя именно это место называет «старшая» Ирина, выходя к публике в самом начале спектакля. Перед зрителями вместо уютного старинного особняка возникает окутанный дымкой перрон железнодорожного вокзала. Высокий стеклянный потолок, кованные чугунные колонны, тревожные гудки... Нет, сестры не собрались в Москву. Они просто живут в вечном беспокойстве и суете, мучаясь от желания куда-то уехать, сбежать от самих себя.
Фото Стаса Левшина
Все остальное, как у Чехова. Ирина хочет то работать, то в Москву. Тузенбах утверждает, что надо трудиться и что он – не немец. Соленый бесконечно ерничает, грубит и ревнует Ирину. Вершинин не верит в счастье. Маша говорит, что надо верить. Но изрядно пьет – как «младшая», так и «старшая». У Ольги часто болит голова, а еще чаще – душа. Наташа катает коляску с новорожденным Бобиком и постепенно захватывает дом. Андрей, правда, не полнеет, как в пьесе. Он выглядит изможденным и самым несчастным среди всех героев спектакля.
У Владимира Панкова, как и у Чехова, герои мечтают, скучают и страдают от того, что не могут изменить свою жизнь. Однако зрителям, включившимся в эту «игру со временем», понятно: их жизнь скоро изменится помимо их воли. Впереди – революция 1905 года и Русско-японская война, затем Первая мировая война, 1917 год и война куда более страшная – гражданская. Переживут ли они первые десятилетия XX века?
Невольно отвлекаясь от спектакля, начинаешь размышлять: а может быть, дом Прозоровых, подобно булгаковскому дому Турбиных, станет островком старого счастливого мира с кремовыми шторами? Вряд ли – счастье здесь исчезло давно. Да и «старшие» сестры у Владимира Панкова отнюдь не перенеслись в другую эпоху. Нет, они живут не в Стране Советов. Они существуют вне времени и пространства – неприкаянные души, так и не обретшие счастье и покой.
Сам режиссер определил жанр спектакля как «полифонию человеческой жизни во времени». К сожалению, получилась не полифония, а какофония. Шесть сестер с их бесконечными повторами одних и тех же реплик создают изрядную путаницу. Действие спектакля идет одновременно в разных частях сцены, и в какой-то момент у зрителя происходит настоящая дезориентация. Мозг отключается, а чувства, к сожалению, не включаются. В таком нагромождении персонажей и звуков не может возникнуть та удивительная и тонкая энергетическая связь между сценой и залом.
Фото Стаса Левшина
Кажется, что талантливый московский режиссер решил поразить петербургскую публику, а для этого в рамках одного спектакля он попытался показать абсолютно все, что умеет... Недосказанность порой лучше, проникновеннее. В этом спектакле всего слишком много: много воспоминаний и событий, много предметов и статистов, много музыки и шума, даже текста слишком много. И сестер тоже много. Учитывая уровень профессионализма актрис БДТ, вполне хватило бы и троих, чтобы захватить собою весь зал.
Тем не менее, именно женский актерский ансамбль спектакля получил в 2017 году специальный приз Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Актрисы, действительно, прекрасны и талантливы. Однако странно, когда после просмотра спектакля остается ощущение, словно ты побывал на утомительном трехчасовом семинаре по высшей математике. Голова, как у бедной Ольги, начинает болеть. А сердце? Сердце человека все равно будет искать счастье, пока не найдет его в самом себе.
Ранее портал МИА МИР сообщал, что в молодежном центре квадрат состоялся показ спектакля «Валентинов день».
Комментарии