Только на сайте

Шесть актрис и многозвучие. Чем удивит зрителей спектакль «Три сестры» в БДТ

Постановка режиссера Панкова разительно отличается от пьесы Чехова.

Шесть актрис и многозвучие. Чем удивит зрителей спектакль «Три сестры» в БДТ | Фото Стаса Левшина

Фото Стаса Левшина

На этот спектакль стоит идти, если текст чеховской пьесы вы знаете наизусть. Во всяком случае, перед просмотром «Трех сестер» в постановке московского режиссера Владимира Панкова нужно очень внимательно ее перечитать. Иначе вы рискуете просто запутаться в героях, их репликах и, в конце концов, потерять суть происходящего на сцене.

Во-первых, сестер будет не трое, а по крайней мере шестеро: три актрисы в возрасте, описанном Антоном Павловичем Чеховым, и еще три – лет на 30 старше. Ольгу играют Татьяна Аптикеева и Елена Попова. В увиденном показе роль Маши исполняли Карина Разумовская и Мария Лаврова, Ирины – Алена Кучкова и Екатерина Толубеева. Есть и другой состав, где Машу играют Полина Толстун и Екатерина Толубеева, а Ирину – Юлия Дейнега и Людмила Сапожникова (сыгравшая Ирину в спектакле Георгия Товстоногова 1965 года).

Идея «состарить» чеховских сестер отнюдь не нова – ни для театра, ни для кино. Сейчас, когда лет в сорок только-только начинают жить, кто будет несколько часов выслушивать переживания двадцатилетних девушек об утраченном счастье? Пожалуй, только психолог. В 2017 году на экраны вышел фильм Юрия Грымова «Три сестры». Главные роли в нем исполняют Людмила Полякова, Анна Каменкова и Ирина Мазуркевич, а действие происходит в наши дни. Малобюджетная картина (говорят, артисты согласились играть без гонорара) получилась удивительно созвучной эпохе – тонко и точно она отображает нашу реальность с ее борьбой агрессивной наглости и трогательной хрупкости. Этот грустный рассказ о постепенном уходе интеллигенции петербургскому зрителю будет особенно близок и понятен.

Но вернемся к спектаклю. Кроме этих шести персонажей, в постановке есть чудесная маленькая девочка в белоснежном фартуке – то ли маленькая Ира, то ли символ безвозвратно ушедшего безмятежного детства. Она играет на фортепиано, поет и порой сменяет «старших сестер» в диалогах с другими героями спектакля. Все сестры существуют на сцене одновременно – повторяя и дополняя фразы друг друга, копируя жесты и пластику.

Наконец, полноценным героем этого спектакля является музыка. Вернее, странный «военно-гимназический оркестр»: молодые люди в военной форме и девушки в форме гимназисток сопровождают и дублируют звуками музыкальных инструментов все действие, все волнения души героев, все диалоги и монологи. Тут стоит заметить, что режиссер Владимир Панков – не только художественный руководитель московского театра «Центр драматургии и режиссуры», но и создатель студии SounDrama, пропагандирующую сплав драматического и музыкального жанров и объединившую музыкантов, артистов, художников и хореографов.

Действие происходит не в доме Прозоровых, хотя именно это место называет «старшая» Ирина, выходя к публике в самом начале спектакля. Перед зрителями вместо уютного старинного особняка возникает окутанный дымкой перрон железнодорожного вокзала. Высокий стеклянный потолок, кованные чугунные колонны, тревожные гудки... Нет, сестры не собрались в Москву. Они просто живут в вечном беспокойстве и суете, мучаясь от желания куда-то уехать, сбежать от самих себя.


Фото Стаса Левшина

Все остальное, как у Чехова. Ирина хочет то работать, то в Москву. Тузенбах утверждает, что надо трудиться и что он – не немец. Соленый бесконечно ерничает, грубит и ревнует Ирину. Вершинин не верит в счастье. Маша говорит, что надо верить. Но изрядно пьет – как «младшая», так и «старшая». У Ольги часто болит голова, а еще чаще – душа. Наташа катает коляску с новорожденным Бобиком и постепенно захватывает дом. Андрей, правда, не полнеет, как в пьесе. Он выглядит изможденным и самым несчастным среди всех героев спектакля.

У Владимира Панкова, как и у Чехова, герои мечтают, скучают и страдают от того, что не могут изменить свою жизнь. Однако зрителям, включившимся в эту «игру со временем», понятно: их жизнь скоро изменится помимо их воли. Впереди – революция 1905 года и Русско-японская война, затем Первая мировая война, 1917 год и война куда более страшная – гражданская. Переживут ли они первые десятилетия XX века?

Невольно отвлекаясь от спектакля, начинаешь размышлять: а может быть, дом Прозоровых, подобно булгаковскому дому Турбиных, станет островком старого счастливого мира с кремовыми шторами? Вряд ли – счастье здесь исчезло давно. Да и «старшие» сестры у Владимира Панкова отнюдь не перенеслись в другую эпоху. Нет, они живут не в Стране Советов. Они существуют вне времени и пространства – неприкаянные души, так и не обретшие счастье и покой.

Сам режиссер определил жанр спектакля как «полифонию человеческой жизни во времени». К сожалению, получилась не полифония, а какофония. Шесть сестер с их бесконечными повторами одних и тех же реплик создают изрядную путаницу. Действие спектакля идет одновременно в разных частях сцены, и в какой-то момент у зрителя происходит настоящая дезориентация. Мозг отключается, а чувства, к сожалению, не включаются. В таком нагромождении персонажей и звуков не может возникнуть та удивительная и тонкая энергетическая связь между сценой и залом.


Фото Стаса Левшина

Кажется, что талантливый московский режиссер решил поразить петербургскую публику, а для этого в рамках одного спектакля он попытался показать абсолютно все, что умеет... Недосказанность порой лучше, проникновеннее. В этом спектакле всего слишком много: много воспоминаний и событий, много предметов и статистов, много музыки и шума, даже текста слишком много. И сестер тоже много. Учитывая уровень профессионализма актрис БДТ, вполне хватило бы и троих, чтобы захватить собою весь зал.

Тем не менее, именно женский актерский ансамбль спектакля получил в 2017 году специальный приз Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Актрисы, действительно, прекрасны и талантливы. Однако странно, когда после просмотра спектакля остается ощущение, словно ты побывал на утомительном трехчасовом семинаре по высшей математике. Голова, как у бедной Ольги, начинает болеть. А сердце? Сердце человека все равно будет искать счастье, пока не найдет его в самом себе.

Ранее портал МИА МИР сообщал, что в молодежном центре квадрат состоялся показ спектакля «Валентинов день».

#спектакль #театр #искусство

Комментарии