В Петропавловской крепости открылась выставка «В перекрестном ритме» Ивана Тарасюка
В Петропавловской крепости открылась выставка петербургского художника Ивана Тарасюка «В перекрестном ритме». В последние годы он больше работает как скульптор и автор росписей по фарфору. Здесь показывает также цветные литографии, с которых он начинал и которые не выставлял лет тридцать. Всего — более 130 произведений.
«Парад ВМФ на Неве». 1986 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Объясняя название, художник говорит, что эта выставка про разные пересечения: «Меня с материалом — бумагой и глиной, со временем». Большинство цветных литографий относятся к 1980‑м годам, когда Тарасюк, выпускник Свердловского художественного училища имени Ивана Шадра, учился в Академии художеств у Владимира Ветрогонского, знаменитого ленинградского графика.
Для Тарасюка город на Неве — всегда праздник. Это касается не только таких литографий, как «9 Мая на Невском», «Парад ВМФ на Неве» и «Салют 7 ноября». Пассажиры, толпящиеся в метро, дамы, выбирающие пуговицы в универмаге, другие дамы, терпеливо ждущие, пока над их шевелюрами колдуют парикмахеры, милиционер-регулировщик в плотном кольце автомобилей — все радует душу и глаз художника, который переносит свое настроение на бумагу.
Лист «Вечерняя улица» относится к 1987 году, это портрет Ленинграда того времени: тир, взвешивание людей на улице с помощью невесть откуда взявшихся медицинских весов, разговор в телефоне-автомате, покупательницы дефицита, одна — с большой коробкой с надписью «Торт», другая — с авоськой, в которой «плещется» рыба…
Литография «Эскалатор» едва ли не единственная на выставке выполнена в черно-белой гамме. Здесь для художника важно не столько показать публику в зимней одежде, сколько сосредоточить внимание зрителя на механизме, который двигает «волшебную лестницу». В 1998 году Тарасюк переносит этот сюжет в керамику. Размер шестеренок становится больше, образы людей — обобщеннее, раскрашенный объект — праздничнее. В той же мерцающей желто-зеленой гамме выполнен большой «Кузнечик». Тарасюк не энтомолог, его не интересует точность деталей, ему важно передать свое впечатление от совершенной «механики» насекомого.
В росписи «Чайника с получашкой» — их супрематическая форма придумана Малевичем — Тарасюк отказывается от привычных для русского авангарда красных и черных квадратов в пользу абстрактного рисунка с многоцветьем от желтого до фиолетового.
Казалось бы, джаз-ансамбль, состоящий из «Певицы», «Контрабасиста» и «Барабанщика», потребует еще больше ярких красок, новых неожиданных сочетаний. Но Тарасюк оставляет бисквитный фарфор в его натуральном белом цвете. И выигрывает.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7205) от 07.07.2022 под заголовком «Торт и авоська с рыбой».
Комментарии