В Петергофе после двухлетней реставрации открылся павильон «Эрмитаж»

В Петергофе после двухлетней реставрации открылся павильон «Эрмитаж» | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Столицу фонтанов уединенным мес­том отдыха не назовешь. В разгар сезона там и в будний день толпы посетителей. Но при желании даже в популярном Нижнем парке можно найти уголки, где не так многолюдно. Интересно, что и Петр, задумывая свою парадную летнюю резиденцию, позаботился о месте, где можно отдохнуть в узком кругу, отобедать без присутствия слуг, забыв об этикете.

Идею павильона «Эрмитаж» («место уединения») — двухэтажной постройки, где на нижнем этаже повара и слуги готовили и сервировали еду, которая на подъемниках доставлялась на верхний этаж, — он увидел в Европе, но, как было не раз, ее усовершенствовал, — рассказывает начальник экспозиционной службы ГМЗ «Петергоф» Нино Вахания. — Французскому мастеру Мишелю император повелел придумать диковинки или «машинерии». Когда в 1723 году, 300 лет назад, Петр презентовал высоким гостям — иностранным послам и членам императорской фамилии — Петергоф, здание «Эрмитажа» уже стояло в камне, началась его внутренняя отделка.

Строительство павильона поручили архитектору И. Браунштейну. Работы завершились уже после смерти Петра. Небольшое двух­этажное здание стоит на массивном подножии-стилобате и окружено глубоким широким рвом. Ров наполнялся водой, и в первой половине XVIII века через него был перекинут разводной мост. Легкость и воздушность фасадам придают огромные стеклянные окна-двери, благодаря которым дворец кажется прозрачным.

Сегодня восстановлен исторический цвет фасада «Эрмитажа». В процессе расчистки обнаружилось, что изначально он имел скорее апельсиновый, нежели желтый оттенок, который использовался до сих пор. Отреставрированы столярные заполнения и решетки на фасаде, мостик из лиственницы, перекинутый через ров.

Впервые за два столетия ров вокруг павильона заполнен водой. Это самая сложная и заметная часть реставрации. И раньше были попытки наполнить ров водой, в последний раз в 1971 году, но они завершались неудачей. Гидроизоляция была небезупречной, вода поступала в подвалы здания, что пагубно влияло на его внутреннюю отделку. «Эрмитаж» страдал от сырости и влаги. Главной задачей рес­таврационных работ стало устранение этой проблемы. Подпорные стены рва выложены кирпичом, частично сохранившимся с XVIII века. В нижней части облицованы гранитными плитами, запечатанными свинцом. Стилобат проработан гидроизоляционным раствором. Отремонтирован магистральный колодец водоподводящей трубы. Появилась возможность регулировать уровень подъема воды. Во время реставрационных работ были обнаружены образцы исторических кирпичей, выполненных вручную, и сваи из лиственницы, которые ранее были установлены в фундаменте здания. Сейчас вода в ров поступает самотеком по водоводу из фонтана «Ева», регулируется задвижками и наполняется на глубину около ­метра. При необходимости ее уровень можно поднять выше или полностью спустить.

Петергоф2_Волкова.jpg
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ


Главная диковинка павильона — подъемный стол, у которого опус­кается и поднимается центральная часть и каждая из четырнадцати (по числу гостей) тарелок. Стоит позвонить в колокольчик — и тарелка с запиской на дощечке отправляется вниз и возвращается с заказанным блюдом. В меню на стене: осетр паровой, телятина с гарниром, гусь с брусникой, перепела с виноградом и каплуны. Воссоздать механизм удалось при предыдущей реставрации, когда в стенах здания обнаружили каналы для канатов, а под вскрытым щитовым паркетом — дубовую основу стола. Два молодца в форме гвардейцев ­петровского времени демонстрируют возможности механизма.

Сведений о том, кто крутил подъемный механизм стола, не сохранилось, — рассказывает заведующая сектором «Дворцы и музеи Нижнего парка» Елена Секарева. — Но есть данные, что Петр I задумывался о том, куда же пойдут ветераны после окончания Северной войны. Известно, что он приказал гвардейцам Преображенского полка учить механику. Эта история позволила предположить, что, возможно, именно бывшие гвардейцы, обладающие определенными навыками, могли обслуживать механизм подъемного стола. Поэтому сегодня, чтобы воссоздать атмо­сферу XVIII века, мы сшили соответствующие костюмы для наших служителей.

Изначально в павильоне не было лестницы на второй этаж. К накрытому столу императоров и гос­тей поднимало кресло. Так было до царствования Павла I. Однажды, когда император обедал с гостями, оборвался трос, пришлось всех спускать вниз по лестнице с балкона. После этого случая в павильоне была построена стационарная лестница. Сегодня по ней поднимаются посетители.

Оформление зала второго этажа поражает. Из огромных, на четыре стороны света, окон открываются виды на залив и парк. Стены зала покрывают картины. Первоначальная коллекция «Эрмитажа» состояла из восемнадцати полотен, из них на сегодняшний день сохранилась «Чаша Диогена» голландского художника XVII века Николаса Розендаля. В середине XVIII века приказом Елизаветы Петровны стены «Эрмитажа» по проекту Франческо Бартоломео Растрелли были украшены картинами в шпалерной развеске. Они располагались вплотную друг к другу, их разделял лишь золоченый багет. Сегодня в шпалерной развеске 124 картины. Соб­рание живописи первого российского «Эрмитажа» состоит из произведений ведущих художественных школ Европы XVII – XVIII веков. В основном коллекция представлена полотнами мастеров голландской, фламандской, итальянской, немецкой и французской школ. Лишь одна картина посвящена русской теме. Это «Полтавская баталия» работы неизвестного русского художника.

Петергоф3_Волкова.jpg
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ


Реставрация живописного убранства павильона привела к открытию. Одна из картин, которая ранее не была атрибутирована, вернула имя автора — немецкого художника Иоганна Фридриха Вейча.

Помимо реставрации музей адаптирован для посещения его мало­мобильными группами гостей. Теперь он оборудован пандусом, позволяющим попасть на первый этаж здания. Интерьеры снабжены аннотациями, дополненными шрифтом Брайля. В верхнем зале картина «Чаша Диогена» Николаса Розендаля представлена в виде тактильной модели с табличкой, выполненной шрифтом Брайля.

«Эрмитаж» закрывается во время дождя и при повышенной влажнос­ти, в связи с чем билеты продаются только в кассах музея в день посещения. Увидеть подъемный стол в действии можно по выходным и праздничным дням в 12.00, 13.00, 14.00, а также по заявке организованных групп не более 10 человек.

#Петергоф #реставрация #фонтан

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (7449) от 04.07.2023 под заголовком «Место уединения в столице фонтанов».


Комментарии