В Петербургском союзе художников открылась выставка «Осень-2020»

Около трех тысяч произведений представлены на традиционной ежегодной выставке «Осень-2020», которая открылась в залах Петербургского союза художников (Большая Морская улица, 38). Она посвящена 200-летию со дня основания Общества поощрения художеств – первой в России благотворительной организации, помогавшей молодым дарованиям.

В Петербургском союзе художников открылась выставка «Осень-2020» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Формально СХ СПб не является правопреемником общества, но важен дух, а не юридическая буква. Впрочем, заготовленные по этому случаю торжественные речи об истории общества и миссии нынешних творцов не понадобились – от официального открытия пришлось отказаться. Из-за санитарных норм выставкомы проводились по частям и растянулись дольше обычного.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Ольга Прожерова, руководитель выставочного отдела СХ, все десять секций представили работы. По традиции, в осенней выставке участвуют не только члены союза, но и те, кто намерен в него вступить. Для участия в выставке было подано около 6 тысяч работ.

На вопрос о первом впечатлении о выставке «Осень-2020» Прожерова заметила: «Стало больше портретов, это необычно для подобных выставок». Что касается самоизоляции, то многие художники говорили: уединенная сосредоточенная работа в мастерской для них естественное состояние. Только поездки на летние пленэры пришлось отменить. На выставке ничего не напоминает о карантине, разве что пустынный пейзаж «Улица Пестеля» Азата Галимова.

Если сравнивать «Осень-2020» с выставками прошлых лет, то совсем исчезли псевдоисторические полотна с обязательным присутствием Петра I или других государственных деятелей. Художников интересуют люди, которых они хорошо знали или знают, – коллеги, друзья, случайные знакомые. Фрол Иванов создал большой живописный портрет рано ушедшего художника Игоря Кравцова, ученика Андрея Мыльникова. На литографии Валерия Мишина изображен мудрый скульптор Лев Сморгон. Как будто из глубины темного бумажного листа на нас смотрит архитектор, художник, коллекционер Олег Фронтинский, это рисунок цветными карандашами Дмитрия Северюхина.

Ольга Васильева назвала двойной портрет – «Печатники» в знак благодарности мастерам, которые дают путевку в жизнь произведениям печатной графики. Их имена остаются неизвестными публике, хотя именно от них зависит качество оттиска. Артем Носов назвал свою работу «Портрет Павла (путник)» – сидящий юноша размышляет, какую дорогу в жизни ему выбрать. В рифму этой работе смотрится «Начало» Анны Баженовой – портрет девушки в строгом черном платье. То ли выпускница балетной академии, то ли магистр университета.

Среди серьезных живописных портретов органично смотрятся ироничные деревянные скульптуры Михаила Едомского. Например, «Свидание» – девушка и юноша стоят спинами друг к другу, уткнувшись в персональные смартфоны.

#выставка #художники #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6816) от 30.11.2020 под заголовком «Время создавать портреты».


Комментарии