В «Петербургском художнике» открылась выставка Олега Марушкина

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка Олега Марушкина (1938 — 2020), посвященная памяти известного живописца. Восемьдесят картин, живописных эскизов, рисунков представлены наследниками автора.

В «Петербургском художнике» открылась выставка Олега Марушкина | «Игра в снежки». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Игра в снежки». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В биографии Марушкина, представителя ленинградского реалистического искусства, выпускника (с отличием) Академии художеств, существуют два знаковых факта. Он не учился в художественных школах. Получив аттестат зрелости, трудился рабочим на стройке, на заводе, занимался росписью фарфора. В 25 лет на год нанялся в охрану академии, чтобы было удобнее самостоятельно готовиться к вступительным испытаниям.

Марушкин стал студентом с первой попытки. В ходе учебы сменил мастерскую станковой живописи Евсея Моисеенко на мастерскую монументального искусства ­Андрея Мыльникова. Это был уникальный случай, обычно студенты поступали наоборот. Как объясняют знавшие художника, он не хотел стать очередной копией Моисеенко, монументальная живопись давала больше свободы для творческого выражения.

Дипломной работой Марушкина стала роспись «Праздник на Неве в петровское время», выполненная для гостиницы «Нева». ­Петровская тема останется с художником на всю жизнь. На выставке показаны графический эскиз портрета Петра и петербургские пейзажи его времени.

Другим важным историческим сюжетом стало для Марушкина восстание декабристов. Для Забайкальского краеведческого музея в Чите им была создана картина «Суд над декабристами». Художник стремился изобразить историческое событие как можно точнее. Он читал книги историков, мемуары участников событий, занимался историей костюмов. В последние годы Марушкин работал над картиной «Казнь декабристов». Она осталась незаконченной. На выставке показаны подготовительные рисунки и живописные эскизы.

Во времена СССР Марушкин создавал росписи в общественных зданиях в разных городах. В новом веке, когда закончились государственные заказы, художник работал над интерьерами в частных квартирах и домах.

Но все эти десятилетия он продолжал заниматься станковым искусством, его картины пополняли музейные коллекции. Две самые известные — «Черноморочка» и «Стригунок». На выставке представлены большие эскизы к этим полотнам. На одном изображена задорная девчонка на причале. На другом — мальчик, который угощает жеребенка свежей травой.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Татьяна Васильевна, жена художника, главной темой творчества Марушкина стало детство. Его беззаботность, красота, хрупкость, незащищенность. Чтобы выразить на холсте все эмоции, художник трудился годами. В центре выставки находится большая картина «Игра в снежки». Она датирована: «1980 — 2020» и осталась неоконченной.

Как многие художники с академической выучкой, Марушкин был многообразен. Любителей петербургских пейзажей заинтересуют два изображения знаменитой арки Новой Голландии. А также «Крепость Бип» в Павловске, эта картина выполнена в духе Николя Пуссена, поклонником и знатоком которого был Марушкин. Любителей русской литературы — эскиз к картине «Чехов в Гурзуфе», писатель смотрит на море, подводя итоги своей жизни.

Выставку завершает дружеский шарж «Балерина Галина Мезенцева и искусствовед Абрам Раскин». Звезда Кировского театра изображена в строгом репетиционном костюме. Раскин — в виде Пана — древнегреческого бога, покровителя пастухов.


#выставка #художники #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7112) от 17.02.2022 под заголовком «Детство длиной в 40 лет».


Комментарии