2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка к 200‑летию «Песни о Вещем Олеге»

200‑летию создания Пушкиным «Песни о Вещем Олеге» посвящена выставка, открывшаяся в Детской библиотеке истории Петербурга на ул. Марата, 72. Она органично смотрится в интерьерах этого здания, ведь художники Николай Рерих и Михаил Врубель использовали в его оформлении мотивы русских былин.

В Петербурге открылась выставка к 200‑летию «Песни о Вещем Олеге» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Песнь о Вещем Олеге» ассоциируется главным образом с замечательными работами художника Виктора Васнецова, которые были выполнены к 100‑летию со дня рождения Пушкина, — поясняет устроитель выставки культуролог и коллекционер Вадим Кустов. — Но это стихотворение иллюстрировали и другие замечательные художники как до революции, так и в советское время.

Первый такой рисунок был сделан в феврале 1837 года Александром Козловым. Искусствоведы с определенной долей условности считают его последней иллюстрацией к произведению Пушкина, созданной еще при жизни поэта.

Из дореволюционных иллюстраций можно отметить выразительный рисунок художника и этнографа Николая Симакова, учившегося искусству живописи в Императорской академии художеств. Его иллюстрация к «Песне о Вещем Олеге» вошла в однотомное собрание сочинений Пушкина, выпущенное в 1904 году издательством Маврикия Вольфа.

Многие произведения классиков еще до революции стали вводить в гимназический курс, и они начали ассоциироваться с детскими стихами, хотя изначально таковыми не были, — говорит культуролог. — Именно такая судьба оказалась у «Песни о Вещем Олеге»: она попала в литературно-исторические хрестоматии еще в начале ХХ века.

На выставке демонстрируется учебное пособие 1915 года, которое, по мнению Кустова, можно назвать едва ли не первым научным изданием «Песни о Вещем Олеге», поскольку в нем практически впервые было представлено факсимиле рукописи Пушкина, был дан литературный и исторический разбор произведения. И даже сравнение его сюжета с норманнскими сагами…

Школьная тетрадка с иллюстрацией и текстом стихотворения, изданная к пушкинскому юбилею в 1937 году, тоже стала объектом выставки, как и отдельные издания «Песни о Вещем Олеге», которые выпускали для детей начиная с середины прошлого века. Среди экспонатов есть и совсем крохотная послевоенная брошюрка, посвященная Старой Ладоге. Ведь произведение Пушкина ассоциируется в немалой степени с сопкой (или курганом) Вещего Олега на берегу Волхова, невдалеке от древней Рюриковой крепости.

У Пушкина в произведении нет указания на точное место, где Олег «принял смерть от коня своего». Поэт, судя по всему, в Старой Ладоге не бывал, а сюжет про князя почерпнул в «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Согласно новгородской летописи, Олег был укушен змеей и похоронен где‑то близ Ладоги, по киевской — на высоком берегу Днепра. Но в Киеве нет исторического объекта, который ассоциируется со смертью Вещего Олега, а в Старой Ладоге — есть.

Хотя, как отмечал историк Глеб Лебедев, археологи в свое время исследовали захоронение, устроенное в сопке, и пришли к выводу, что по обряду кремации оно относится к IX веку. Стало быть, не может быть погребением князя Олега, ушедшего из жизни позднее. Так что есть основания видеть в этой величественной насыпи не «могилу», а некий ритуальный «Олегов холм».

#выставка #Пушкин #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (7111) от 16.02.2022 под заголовком «Пушкин и Старая Ладога».


Комментарии