В петербургских мемориальных музеях стартовал фестиваль «Искусство жить дома»

В четырех мемориальных музеях Северной столицы стартовал фестиваль «Искусство жить дома». Четыре петербургские молодые художницы ознакомились с историей и коллекциями музеев, биографиями людей, которым они посвящены. И создали свои произведения, встроив их в постоянные экспозиции. Известные персонажи предстали с неожиданной стороны.

В петербургских мемориальных музеях стартовал фестиваль «Искусство жить дома» | ФОТО автора

ФОТО автора

Зрители, которые следят за выставками, вспомнят фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Он проводился в Петербурге в течение двадцати лет. «Мы не делаем вид, что это наше изобретение, мы работаем в традиции того фестиваля, принимая его эстафету», — пояснила нашей газете Наталья Хвоенкова, и. о. заведующей Северо-Западным филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина. Кураторская команда «Искусства жить дома» состоит из сотрудников филиала и их московских коллег. Идея фестиваля сформулирована так: «дом художника — это и мастерская, и убежище, и кабинет очень личных редкостей и место воспоминаний».

Дарья Болдырева, сокуратор проекта, пояснила, что свои «дома» предоставили Дом Михаила Матю­шина, Мемориальная мастерская Михаила Аникушина, Музей-квартира Николая Римского-Корсакова, Музей Федора Достоевского. Кураторы пригласили художниц, живущих и работающих в Петербурге, которые специально для фестиваля подготовили новые работы.

Как заметила на открытии фестиваля Юлия Мачевская, заведующая Мастерской Аникушина, для музейщиков важен свежий взгляд художниц, которые видят то, что обычно остается за кадром. Эту мысль обыграла Анна Слобожанина, автор проекта «Планета № 3358». Название взято из заметки в «Санкт-Петербургских ведомостях», опубликованной в 1992 году: далекая планета № 3358, открытая астрономом Николаем Черных в 1978 году, названа в честь Михаила Аникушина. Многие современники говорили, что Аникушин родился под счастливой звездой, ему часто сопутствовала удача. Выигрывал конкурсы на памятники, получал возможность подолгу работать над эскизами.

Жить2_Пр.jpg
ФОТО автора

Художница материализует образ пойманной удачи, помещая «звезду» с ярким светящимся хвостом в яму, где скульптор хранил глину. А большое окно в портретной музейной галерее-витрине Слобожанина завешивает черной бумагой, в которой прорезаны звезды. Днем, особенно в солнечную погоду, хорошо видно, как они приветливо светят Пушкину, Чехову, Улановой.

Серия инсталляций Лизы Бобковой для Музея Матюшина называется «Реставрация времени». Современная художница обращает внимание на то, что Елена Гуро, поэт, жена и соратник Матюшина, часто остается в тени. Один из объектов представляет собой скульптуру из связанных между собой латунных колец, как образ стихотворения Гуро «Вечернее». К каждому кольцу привязана одна буква. Вместе они образуют цитату: «Сердце верное может знать».

Александра Кокачева призналась, что попала в Музей Достоевского первый раз, когда ей предложили участвовать в фестивале. И обратила внимание на зоологические мотивы в интерьерах: стеклянную лампу с изображением фламинго, качалку-лошадку, канделябры с барашками, ножки-лапы у мебели. Сотрудники музея подсказали, что ­Достоевский часто использовал слова «голубь», «голубка», «голубчик». В воспоминаниях писателя о детстве есть эпизод о сильном потрясении, когда его, двухлетнего, мама причащала в церкви и вдруг под куполом голубок пролетел из одного окна в другое. Персонажи писателя носят птичьи фамилии — Птицын, Лебедев, Лебядкин, Снегиревы, Иволгин.

Отсюда возник проект «Птичий ­бестиарий». На окнах «Детской» появились занавески с голубями, на столе — рисунки с изображениями снегирей, у печки — скворечники, откуда раздаются голоса разных птиц.

С научной точки зрения подошла Анна Мартыненко к своему проекту «Гости» для Музея Римского-Корсакова. В начале ХХ века в гостиной композитора по средам проводились музыкальные вечера. На них пели Федор Шаляпин, Федор Стравинский, Надежда Забела-Врубель и другие звезды оперной сцены. Художница, которая много работает со звуком, прослушала сохранившиеся аудиозаписи, прочитала воспоминания современников: «Голос Мравиной был лирико-колоратурное сопрано такой кристальной чистоты и прозрачности, что порой казалось, будто звенят серебряные колокольчики». С помощью компьютерных программ Мартыненко создала цифровые «слепки» голосов, которые затем были отпечатаны из твердых полимеров на 3D-принтере. Фигуры-голоса размещены на креслах, где могли находиться их обладатели.

В каждом музее, кроме названных проектов, представлены четыре видео других художников, которые предоставил ГМИИ или авторы по просьбе музея. «Усилие» Таус Махачевой показывает, как мужчина пытается сдвинуть сильно накренившуюся скалу. Ему кажется, что достаточно чуть поднапрячься… Посетителям фестиваля, который про­длится по 20 ноября, предоставляется возможность самим догадаться, о каких тщеславных персонажах Достоевского идет речь.

#музеи #проект #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7277) от 17.10.2022 под заголовком «Гости в доме художника».


Комментарии