ГМЗ «Царское Село» получил редкую картину и девять предметов прикладного искусства XVIII – XIX веков

Редкую картину «Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной» и девять ценных предметов прикладного искусства XVIII – XIX веков получил музей-заповедник «Царское Село» от мецената Михаила Карисалова. Со временем картина и часть предметов войдут в постоянную экспозицию Александровского дворца.

ГМЗ «Царское Село» получил редкую картину и девять предметов прикладного искусства XVIII – XIX веков | ФОТО автора

ФОТО автора

«Он находит и дарит то, что именно нам важно и интересно. Дочь Николая I, которую в семье называли Адини, прожила свою девятнадцатилетнюю жизнь в Царском Селе. Картина раскрывает непарадную сторону императорской жизни», — рассказала директор музея-заповедника Ольга Таратынова, представляя новый дар мецената.

Полотно небольшого размера принадлежит кисти Карла фон Штейбена (1788 – 1856), портретиста и исторического живописца немецко-русского происхождения, который двадцать лет работал в Петербурге. Две его картины украшают интерьер Исаакиевского собора.

«Прощание» создано в 1844 году вскоре после кончины великой княгини. Молодая девушка в красном сарафане стоит на коленях перед надгробием, накрытым парчовой мантией с горностаевой опушкой, на которой вышит вензель «АН» под императорской короной. На картине изображен интерьер Петропавловского собора, где проходила церемония прощания с Адини и где она похоронена. Некоторые исследователи считают, что фигура девушки — это аллегорическое изображение России, которая оплакивает императорскую дочь.

Редкий экземпляр настольных часов выполнен в стиле второго рококо. Массивный фигурный корпус — из гипсовой мастики с матовым и глянцевым золочением, украшен стилизованными растительными побегами, завитками и раковиной. Корпус венчает сидящий на облаке путти с факелом в поднятой руке. Часы станут первыми в музейном собрании, выполненными в такой редкой технике.

Стол и полушкаф, декорированные золоченой резьбой, пополнят музейную коллекцию художественной мебели как прекрасные образцы русской работы 1820 – 1830‑х годов. Два табурета с деревянными золочеными ножками, имитирующими стволы бамбука, в стиле «шинуазри», вероятно, изготовлены во Франции во второй половине XIX века. К тому же времени относится банкетка, выполненная в «японско-китайском жанре». Оба предмета войдут в музейную коллекцию предметов «шинуазри» и восточного искусства.

Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село», рассказала, что общее количество предметов, подаренных музею Карисаловым, достигло 222. Дарения начались в 2008 году с двух фаянсовых блюд из молочного сервиза, которые когда‑то находились на Императорской ферме в Царском Селе.

В 2009‑м меценат подарил пейзаж Фердинанда-Виктора Перро «Скрипучая китайская беседка» (1841). Картина помогла отреставрировать этот павильон, в частности, подобрать правильные цвета для окраски фасадов.


#Царское Село #картины #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7276) от 14.10.2022 под заголовком «Аллегорический дар».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?