В Петербурге представили 130 картин Георгия Татарникова

В Музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открыта выставка Георгия Татарникова (1914—1971), представляющая 130 картин, живописных эскизов, рисунков из коллекции центра, а также хранящихся у наследников мастера.

В Петербурге представили 130 картин Георгия Татарникова | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

На наш современный взгляд, творческий путь Татарникова необычен. Он не получил академического образования, но вскоре после Великой Отечественной войны по рекомендации известного живописца Юрия Непринцева стал членом Союза художников. Находясь много лет в этой организации, участвуя в ее жизни, отказывался от персональных выставок. Первая состоялась в залах ЛОСХ только через десять лет после смерти Татарникова. По мнению исследователей, объяснение этому — как природная скромность художника, так и его желание подальше уйти от канонов соцреализма, сосредоточившись на пейзажах, на передаче красками на холсте того, что называют «световоздушной средой».

Татарников родился в Саратове. В начале 1930‑х годов переехал в Ленинград и поступил в изостудию при ДК им. Горького, где занимался у известных педагогов Александра Зайцева и Бориса Фогеля, работавших в Академии художеств. По воспоминаниям художника Анатолия Левитина, Фогель терпеть не мог цветовую вялость в живописи. Зайцев говорил о важности рисунка для живописца.

До войны Татарников успел отучиться три года в Ленинградском художественном техникуме. Во время Великой Отечественной работал художником в военной периодической печати. С конца 1940‑х годов сфокусировался на пейзажах, иногда «отвлекаясь» на портреты близких родственников и автопортреты.

Как рассказала нашей газете Ксения Харина, куратор выставки, на ней представлены работы с 1930‑х до начала 1970‑х годов. Среди самого важного и интересного она назвала несколько, условно говоря, серий. Блокадная включает картины «Город в блокаде», «Снятие блокады», «Город оживает», передающие, как изменяются краски города от суровых к радостным. Как на пустынных прежде проспектах появляются трамваи, а на Неве — мирные буксиры. В серии портретов показаны мать, жена, сын художника. Как пояснила куратор выставки, Татарникову было свойственно трепетное отношение к персонажам. Он изображал их сдержанно, как бы издали. Иначе решены два автопортрета, которые разделяет почти 25 лет. На картине 1947 года изображен романтичный молодой человек с мудрым взглядом. Не­оконченный автопортрет 1971 года показывает художника, которому рано подводить итоги.

Основную часть выставки занимают волжские и крымские пейзажи. Они небольшого размера, почти миниатюры. Глядя на них, чувствуешь, как теплый воздух висит над водой и зелеными холмами.

На просьбу к художнику Петру Татарникову сказать, что ему ближе из крымских пейзажей отца, он показывает «Осень в Гурзуфе» и «Дождь». Снова можно увидеть, как мастерски передана та самая световоздушная среда.

Выставку завершают три ленинградских пейзажа, которые Татарников создал в разные времена года.

#выставка #картины #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7272) от 10.10.2022 под заголовком «Как нарисовать воздух».


Комментарии