В Петербурге завершился XI международный конкурс-фестиваль «Ударная волна»
В нем приняли участие более двух тысяч музыкантов из 63 регионов России и из других стран, а также российские производители, создающие ударные инструменты. В программу фестиваля вошли не только конкурсные прослушивания, но и мастер-классы, концерты. Об истории «Ударной волны», секретах создания ксилофонов и творческом потенциале ударников нашему обозревателю Дине ГИН рассказывает музыкальный руководитель фестиваля-конкурса Тимур ФЕДОРОВ.
ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС
— Тимур, какова главная цель вашего конкурса?
— Изначально возникла идея создать в нашей стране большой международный фестиваль, который объединил бы ударников со всей страны и всего мира. Площадку, куда можно приезжать, общаться друг с другом, обмениваться опытом, находить новые идеи. Первый конкурс был не таким большим, как сейчас, было существенно меньше номинаций, но постепенно он развивался. В этом году у нас более 2000 участников, в том числе около 1500 конкурсантов. Они соревнуются в 17 номинациях — малые барабаны, ударные установки, маримба, вибрафон и другие.
— Кто может принять участие?
— Люди практически любого возраста. Самому юному участнику этого года — 5 лет, а возраст старших не ограничен. В таких номинациях, как «Свободная программа», «Учитель и ученик», могут участвовать все.
— Почему именно ударные инструменты?
— Ударные — это одни из наиболее востребованных инструментов, они нужны везде — в симфоническом оркестре, народном, духовом, военном. Без них не сыграешь рок и джаз. Везде есть свои особенности, но ударные играют в любом коллективе. За последнее столетие из группы, которая просто дает ритм, ударники постепенно превратились в солистов.
— Как это получилось?
— В начале ХХ века изобрели вибрафон, появилось много первоклассных джазовых вибрафонистов. Стали популярны ксилофон, затем маримба, и мелодические ударные инструменты начали использовать в качестве сольных. Ведь ударники — такие же музыканты, как все остальные. Мы тоже учимся в Консерватории и, естественно, хотим себя реализовать. Ударникам всегда хочется выйти за пределы ритмической функции, раздвинуть зону ответственности, показать свое мастерство. И мы начали придумывать различные формы, создавать ударные ансамбли, оркестры. Например, я играю в ансамбле Impulse Percussion, который часто дает концерты в Малом зале Филармонии и на других площадках.
— Насколько популярны ударные инструменты среди учеников музыкальных школ?
— Во всех музыкальных школах есть ударные. Без чего‑то можно пережить, но без ударных — никак. На ударных инструментах не бывает скучно играть, потому что их очень много и они очень разнообразные. Ударник должен играть на малом барабане, ударной установке, ксилофоне, вибрафоне, маримбе, литаврах, перкуссии… Естественно, со временем каждый развивается в своем направлении. Кому‑то больше нравится малый барабан, кому‑то — литавры, но в целом ударник играет на всем. Он видит огромное количество разных инструментов и имеет возможность развиваться. Для детей это замечательный опыт.
— Какими качествами должен обладать ударник?
— Во-первых, чувство ритма. Это необходимость. Во-вторых, ударнику нужны сильные морально-волевые качества. Ударник — второй дирижер, он держит ритм — фундамент, на котором строится вся музыка. Казалось бы, не так много игры, но каждый удар — соло. Даже маленький треугольник слышит каждый человек в зале и оркестре. Поэтому ударник должен обладать твердым характером и, ни на кого не оглядываясь, идти вперед, быть лидером.
— Становятся ли ударники дирижерами?
— Да, иногда ударник из второго становится первым дирижером. Мой хороший друг Арсений Щупляков много лет играл на ударных, а потом поступил в Консерваторию уже на дирижирование. Сейчас он — один из основных дирижеров Мариинского театра. Или, например, Михаил Борисович Николаев. Он возглавляет оркестр Военно-медицинской академии, а музыкальное училище окончил по классу ударных инструментов.
— Есть ли среди ударников композиторы?
— Есть. Все, что играет Алексей Чижик, замечательный вибрафонист, создатель «Чижик-джаз-квартета», — его музыка, его обработки. Очень многие из нас делают аранжировки. И сейчас на фестивале мы обменялись с друзьями новой музыкой. Это и есть развитие, увеличение репертуара, возможностей ударных. В том числе и для этого существует фестиваль.
— В программу была включена выставка ударных инструментов…
— Да, и все производители, которые представили на ней свои изделия, — ударники. Их производство начиналось с того, что им чего‑то не хватало, не на чем или нечем было играть. Например, пластины для ксилофонов всегда делали из дерева, палисандра, но дерево быстро изнашивается. В нашем климате, когда то жарко, то холодно, постоянно меняется влажность, такие инструменты быстро теряют свой строй. Особенно в музыкальных школах, где дети постоянно на них играют.
И вот Алексей Рахманов решил сделать ксилофон, который не будет расстраиваться. Он долго искал и наконец создал новый материал, условно его можно назвать «келон», аналогов ему нет в мире. Есть похожие, но именно такого нет.
— Это пластик?
— Это композитный материал, не совсем пластик. Точный его состав — коммерческая тайна.
— Как новый материал сказывается на звучании?
— Я считаю, что ксилофоны Алексея Рахманова находятся на уровне лучших зарубежных аналогов. Их звучание сопоставимо с деревянными, некоторым даже нравится больше, а износостойкость просто выше всяких похвал.
— Новые ксилофоны могут вытеснить деревянные?
— Не совсем так. В музыкальных школах, училищах, где дети постоянно на них играют, альтернативы новому материалу не существует. Деревянные ксилофоны неудобны для обучения, быстро теряют строй и изнашиваются. Но для игры в оркестре мы в основном используем ксилофоны с деревянными пластинами, их тембр в оркестре звучит более гармонично.
— А барабаны российские мастера делают?
— Основной российский производитель барабанов — Илья Чужбинов. Он начинал с единичных моделей, а сейчас поставляет более 850 инструментов в год. Естественно, у него есть и элитные экземпляры, которые он делает для исполнителей под заказ, но основная масса — это серийное производство для всех уровней исполнителей. Барабаны Чужбинова сделаны на уровне лучших европейских аналогов и во многом превосходят инструменты азиатских производителей.
— На выставке были представлены и палочки…
— Да, Александр Спешинский, мой коллега-ударник, понял, что есть необходимость в мягких палочках для вибрафона и маримбы. Он изучил те палочки, которые у него были, и начал производить свои, соединяющие в себе современные инновации с традициями.
— Из какого материала?
— Если клавиши для ксилофонов в основном делаются из палисандра, то палочки — из совершенно разных материалов. Из бука, ясеня, других пород дерева. Есть и пластиковые аналоги. Александр нашел необходимые материалы, освоил технологии. Его палочки замечательно звучат на всех инструментах и доступны всем.
— Есть и другие мастера?
— В Москве есть мастер Вадим Яшин, он делает палочки для разных инструментов, включая литавры и экзотические барабаны. Вадим показывал мне свою мастерскую, которую устроил у себя на балконе, в обычной московской квартире. Удивительно, но с этого балкона палочки отправляются во все города, по всей России.
Алексей Луценко, выпускник Гнесинки, когда в условиях санкций резко ограничился ассортимент, начал производить палочки под разные руки — большие, маленькие, женские, детские… У нас целый стенд был заполнен изделиями этого замечательного производителя.
Михаил Ахунов, мой друг и коллега, является одним из старейших производителей ударных инструментов в Петербурге. Будучи сам прекрасным исполнителем, он, как никто, полностью понимает все тонкости и пожелания коллег. Сейчас он — руководитель производства, которое изготавливает практически весь спектр ударных инструментов и аксессуаров к ним.
Есть и компания — производитель чехлов, которую создал Александр Ложенко более 20 лет назад. Сейчас он владеет крупнейшей компанией в России, с ним работают десятки мастеров. Ведь без чехлов ни один инструмент долго не проживет.
На нашем фестивале исполнители, педагоги и зрители смогли познакомиться с российскими мастерами, которые делают ударные инструменты и аксессуары. Благодаря стратегии импортозамещения мы осознали, что должны развиваться с опорой на собственные силы. И с каждым днем уверенно движемся в этом направлении. Уверен, у нас очень большой потенциал, и мы подтвердили это, общаясь друг с другом. В том числе на нашем фестивале.
Читайте также:
В Северной столице прошёл фестиваль буддийской культуры
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7811) от 11.12.2024 под заголовком «Ударники всех регионов объединяются».
Комментарии