В Северной столице прошёл фестиваль буддийской культуры
К ярко освещенному крыльцу исторического парка «Россия — моя история» народ промозглым ветреным вечером начал подтягиваться задолго до начала концерта. В первых рядах не ограниченные рамками рабочего графика пенсионеры с внуками и внучками, а также молодые мамаши с детьми. Малыши мирно посапывали в колясках, несмотря на музыку и общий гвалт, а те, кто постарше, окружили столы, за которыми Оксана Жербанова и Дарима Донторова обучали желающих монгольской каллиграфии и народной забаве «Шагай надаан». И если с каллиграфией не у всех задалось с первого раза (это искусство и взрослые обычно осваивают годами), то увлекательную и азартную игру в бараньи косточки освоили быстро. И в целом атмосфера фестиваля буддийской культуры с поэтичным названием «Сияние лотоса» получилась исключительно теплой и по‑семейному душевной.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Короткие приветственные речи представительниц петербургского и ленинградского региональных отделений Ассамблеи народов России и Дома национальностей Санкт-Петербурга — и вниманием зрителей на весь вечер завладевают самодеятельные артисты. Моментально обаяли зал задорные девчушки из младшей группы фольклорного танцевального ансамбля «Ая-Ганга». А вот взрослые вокалистки «Мунгэн шурэнууд», напротив, заставили публику задуматься.
— Народные песни всегда рождались как отражение определенного времени, в ответ на происходящие с человеком, народом, страной события, — предваряет выступление ансамбля его музыкальный руководитель и хормейстер Маргарита Ринчинова. — Эту песню наш народ сложил в годы Великой Отечественной войны. В ней поется о мужчинах, о сыновьях, которые встали на защиту своей Родины. И сегодня мы посвящаем ее всем нашим защитникам…
Маргарита Ринчинова по первому образованию учитель начальных классов и музыки, по второму — режиссер мультимедиа. В коллективе «Мунгэн шурэнууд» уже седьмой год занимаются два десятка милых дам разных профессий, преимущественно серебряного возраста. Костюмы шьют себе сами. Да и постановкой номеров, по словам Маргариты Дагбаевны, занимаются коллективно:
— У нас нет такого, чтобы руководитель раздавал партии и говорил, как и что петь, — поясняет она. — Вместе составляем общую канву, выстраиваем голосоведение, вместе выбираем произведения. Больше делаем упор на народные песни, на которых мы выросли. Их пели наши бабушки и мамы, мы их учили в школах. Начиная с советских времен в бурятских школах была очень развита художественная самодеятельность, проводились замечательные конкурсы, фестивали и праздники. Песни сопровождают нас и на протяжении всей взрослой жизни. Мы привезли их сюда, в Петербург, и с удовольствием их исполняем. Музыка была, есть и всегда будет с нами, где бы мы ни жили.
И снова на сцене люди, которые любят петь душой и сердцем: фольклорный коллектив «Баяр». Он сложился из представителей разных регионов Бурятии, Забайкальского края, Усть-Ордынского округа, Иркутской области и объединяет в своем репертуаре разные диалекты, обычаи и традиции, разные манеры исполнения. Но главное, что, по признанию самих участниц, объединяет всех их, — это желание сохранить язык и культуру своего народа, живя вдалеке от своей малой родины. И, конечно, стремление ознакомить с этой культурой петербуржцев.
Калмыцкий танцевальный ансамбль «Байн Цаг» исполняет лиричный танец «Журавли» и зажигательный «Чичирдык». На сцену выходят дети-солисты с песнями на русском и национальных языках. А между танцевальными и вокальными номерами — завораживающее красочное дефиле «Легенда Байкала» модельера и дизайнера Натальи Буянтуевой. В июле эта коллекция с успехом демонстрировалась в Москве на ВДНХ — на II международном фестивале культуры, моды и национального гостеприимства «Узоры» (в рамках международного фестиваля «Дружба народов»).
Говорят, что в национальном костюме раскрывается душа народа. Наталья Цыденовна в своей коллекции постаралась представить все богатство, красоту и гармонию многовековой народной культуры, но только в современном прочтении. Похожую задачу Буянтуева ставит перед участницами хореографического ансамбля «Ая-Ганга», где она художественный руководитель. Как в костюмах угадываются линии бескрайних степей, узоры чистых рек и водопадов, стекающих с гор и озаренных солнцем, так и в движениях танцовщиц старшей группы ансамбля помимо бытового сюжета (девушки исполнили традиционный танец с пиалами) можно увидеть черты характера бурятского народа.
Среди многоцветных костюмов на артистах и моделях неожиданно обнаруживаются молодые ребята и девушки в хаки и погонах. Это курсанты из Монголии, которые учатся в петербургских академиях — МВД и Военно-медицинской. Будущие полицейские исполнили самобытный молодецкий монгольский танец, а курсантка ВМА Ундралма Батжаргал мастерски и очень эмоционально сыграла композицию на морин хууре. Всего две струны, но в руках музыкантки они способны рисовать яркие образы и целые картины. Недаром морин хуур называют душой монгольских степей, воплощенной в звуках. Он способен передать всю красоту и глубину кочевой жизни, отразить безграничность просторов и величие природы. Голос этого инструмента в монгольской поэзии сравнивается то с лошадиным ржанием, то с песней ветра в степи. Кстати, верхняя часть грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. А из двух струн одна всегда «мужская» (сплетенная из 130 волосков из хвоста скакового коня), другая — «женская» (на нее идет 105 волосков из хвоста кобылы). Это символы мужского и женского начал в мире. И хотя в последнее время многие исполнители предпочитают струны из нейлона, голос морин хуура от этого не теряет своего очарования.
Ансамбли «Ая-Ганга», «Мунгэн шурэнууд», «Байн Цаг», «Баяр» — эти названия хорошо знакомы горожанам, хотя бы изредка посещавшим праздники, организованные Петербургским Домом национальностей. На городских концертах и фестивалях участники блистают, нисколько не теряясь на фоне других национальных творческих объединений. Но и большой гала-концерт из 23 номеров им тоже оказался по плечу. Завершился он общим ехором — древним бурятским ритуальным танцем, символизирующим поклонение людей Солнцу как источнику жизни.
— Фестиваль «Сияние лотоса» мы нынче провели уже в девятый раз, — рассказала «СПб ведомостям» руководитель фонда поддержки и развития бурятской культуры «Ая-Ганга» Цырендари Самбуева. — Это проект нашего фонда. Впервые фестиваль «Сияние лотоса» мы провели в Петербурге в 2003‑м, в год 100‑летия дацана Гунзэчойнэй. Его миссия — показать петербуржцам красоту культур буддийских народов России, сохранять и развивать их. Каждый раз фестиваль объединяет творческие силы живущих в Северной столице бурят, калмыков, тувинцев, традиционно в нем участвуют и студенты из Монголии… Что это за силы? Бурятская диаспора Северной столицы насчитывает как минимум семь тысяч человек. Калмыков в городе проживают более шести тысяч. Монголы, в основном студенты военных академий, Горного института, Института гражданской авиации, — тоже около тысячи плюс тувинцы… Совсем немало получается. Так что вполне хватает народу — и артистов, и зрителей, чтобы ярко, мощно и дружно «фестивалить» из года в год.
Читайте также:
В Петербурге пройдёт XXXI фестиваль театральных проектов «Рождественский парад»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (7809) от 09.12.2024 под заголовком «Под нежным светом лотоса».
Комментарии