В Петербурге выступил екатеринбургский ТанцТеатр
ФОТО Анастасии Брюхановой предоставлено пресс-службой Александринского театра
Визит екатеринбургской труппы в Северную столицу – знаменательное событие по многим причинам. Во-первых, не каждый хореографический коллектив может похвастать столь разноплановым, самобытным и по-настоящему европейским репертуаром. Во-вторых, этот танцевальный театр России празднует в нынешнем году свое 30-летие. Это первое выступление коллектива в новом сезоне, и, что примечательно, оно состоялось не в родном Екатеринбурге, а на Новой сцене Александринского театра в рамках проекта «Новый танец на Новой сцене».
За свою долгую историю театр не раз менял название («Пируэт», «Балет плюс», Екатеринбургский театр танца) и художественную политику, всякий раз демонстрируя отчетливое стремление преодолеть рамки провинциальной балетной труппы. Постепенно репертуар начала 1990-х, состоящий из произведений Вацлава Нижинского, Касьяна Голейзовского, Леонида Якобсона, Георгия Алексидзе, Гедрюса Мацкявичюса, сменился постановками европейских хореографов, специализирующихся на современном танце. С ТанцТеатром неоднократно сотрудничали такие звездные авторы, как Карин Сапорта и Пал Френак, а также молодые неординарно мыслящие постановщики (Фабио Лопез, Балаш Бараней, Мартен Арьяг и другие). Сегодня труппа работает под эгидой Инновационного культурного центра и является достоянием города.
Наконец, руководит ТанцТеатром с момента его основания Олег Петров – известнейший историк балета, критик, преподаватель, организатор фестивалей, продюсер, основатель и шеф-редактор альманаха «Маски современной культуры». Его двухтомник по русской балетной критике конца ХVIII – ХIХ века, как и книга о французском хореографе Тьерри Маландене давно стали библиографической редкостью. Именно он первым стал привозить в Россию спектакли представителей французского современного танца, привлекая понравившихся авторов для работы с собственной труппой. Среди них – Кристин Ассид, чей спектакль «Трио» на музыку Александра Скрябина, Франца Шуберта и современного электронного музыканта Амона Тобина был показан в первом отделении вечера.
Начав карьеру в культовой израильской компании современного танца «Батшева», впоследствии Кристин Ассид сотрудничала со многими знаменитыми труппами мира, в том числе с Национальным балетом Нидерландов, Американским танцевальным театром Алвина Эйли, Malandain Ballet Biarritz и другими. В 2012-м создала собственный коллектив Christine Hassid Project. В репертуаре ТанцТеатра – четыре ее работы. Спектакли Ассид неизменно отличаются лаконичностью и метафоричностью постановочных приемов, изысканной красотой танцевального рисунка и незаурядной музыкальностью.
В «Трио» отсутствуют декорации, однако сцена не выглядит пустой: она наполнена энергией, чувствами и эмоциями трех персонажей (исполнители Алексей Бармин, Максим Голованов, Вадим Еремин). В строго и скупо отобранных движениях – напряженной вертикали прыжков, подчеркнутой тяжести приземлений, широких уверенных жестах в сочетании с мягким позвоночником и неустойчивостью поз – легко опознавались подавленные желания, тайные страхи, колебания и решимость. Герои этого человеческого треугольника искали, но не обретали понимания – каждый был сам за себя. Красноречивую выразительность приобретала пластика рук. Вскинутые над головой и распахнутые в стороны, они делали зримыми эмоциональные состояния – от гнева до экстатичной мольбы.
Во втором отделении была представлена премьера, а точнее, обновленная версия балета Adulte петербургского хореографа Ильи Живого. Спектакль на музыку Вольфганга Амадея Моцарта и Тоси Чайкиной впервые был показан в рамках Творческой мастерской молодых хореографов в Мариинке в 2014 году. Постановки Ильи Живого, выпускника Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, танцовщика и хореографа Мариинского театра (как артист обучался в классе Геннадия Селюцкого, как хореограф – в классе Николая Боярчикова), побуждают вспомнить балеты Джорджа Баланчина, Иржи Килиана, Алексея Ратманского, Пола Лайтфута и Соль Леон. Однако это не ученическое копирование, а творческое переосмысление, стремление объединить чужие находки с собственным танцевальным языком. И этот язык удивительно органичен и музыкален. В Adulte хореографу удалось рассказать о целом мире взаимоотношений мужчины и женщины. Название балета переводится как «взрослый». В каллиграфической четкости движений, тонкой нюансировке поз, вязи танцевального рисунка, прерываемой стоп-кадрами поддержек, раскрывалась тема зарождения и роста чувств. Первые волнующие встречи, робкие объятия, раздоры и примирения в финале сменялись доверием и принятием.
Следующий визит ТанцТеатра в Санкт-Петербург должен состояться совсем скоро: в начале декабря коллектив представит номинированный на «Золотую маску» спектакль Кристин Ассид «Шопен. Carte blanche» на ХХII международном фестивале современного танца Open Look.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6780) от 08.10.2020 под заголовком «Посткарантинный юбилей».
Комментарии