В Петербурге вручили IV национальную оперную премию «Онегин»

В Петербурге состоялась церемония вручения IV национальной оперной премии «Онегин», а вслед за ней в Большом зале прошел концерт-чествование Сергея Лейферкуса, посвященный 50-летию его творческой деятельности.

В Петербурге вручили IV национальную оперную премию «Онегин» | ФОТО Алексея СМАГИНА предоставлено пресс-службой проекта

ФОТО Алексея СМАГИНА предоставлено пресс-службой проекта

Свое успешное имя - «Онегин» - премия получила благодаря именно ему, баритону Сергею Лейферкусу (на снимке), чья партия в опере «Евгений Онегин» Чайковского привлекала в Мариинский (тогда Кировский) театр сотни поклонников, вошла в историю мировой оперы как одна из эталонных интерпретаций. Сергей Петрович является президентом премии и председателем жюри. «Онегин» подчеркнул и петербургское происхождение награды, хотя лауреатов из нашего города в этом году оказалось не так много. Впрочем, в конкурсе не участвуют ни Мариинский, ни Большой театры, чтобы уменьшить конкуренцию и шире открыть двери для регионов.

Петербуржцы-ленинградцы украсили список внеконкурсных номинаций. Премия «Звезда» досталась одной из лучших меццо-сопрано нашего века - солистке Мариинского театра Ольге Бородиной. В сопровождении оркестра под управлением Александра Ведерникова она исполнила «Отчалившую Русь» из одноименного вокального цикла Георгия Свиридова. Премии «Легенда» удостоился еще один солист Мариинского театра, тенор Юрий Марусин, чьи поклонники в свое время пополнили феномен «лемешисток и козловисток», посвящавших свои жизни походам на все спектакли с участием знаменитых певцов.

Во внеконкурсной номинации «Концертмейстер» была выдвинута Елена Матусовская, воспитавшая и Юрия Марусина, и Анну Нетребко. Среди персональных внеконкурсных премий оказалась и сопрано Екатерина Сюрина, получившая награду в номинации «Признание». Певица, когда-то являвшаяся солисткой московской «Новой оперы», сегодня поет исключительно в Европе и приехала выступить вместе со своим супругом - лирическим тенором Чарльзом Кастроново, показавшим свой очень красивый голос и высокий исполнительский класс.

«Душой оперы» был назван Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра, умудряющийся воспитывать в рамках своей педагогической системы одну за другой оперных звезд, причем как среди мужских, так и среди женских голосов. Премия «От России с любовью» уехала вместе с прославленной румынской сопрано Анджелой Георгиу, которая, лишь получив статуэтку и не исполнив ничего из обещанного, стремительно упорхнула с церемонии.

В конкурсных номинациях радоваться пришлось за сопрано Гаянэ Бабаджанян, получившую премию «Дебют» за партию Лукреции в опере «Поругание Лукреции» Бриттена в «Новой опере». Ее коллегой в этой же, но уже мужской номинации оказался 23-летний баритон из Новосибирска Гурий Гурьев. В щедрой рубрике «Примадонна» лучшей из трех номинанток признана сопрано Надежда Павлова, солистка Пермского театра оперы и балета им. Чайковского. Эту премию она получила за партию Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, но музыкальному миру Надежда известна своим плодотворным сотрудничеством с Теодором Курентзисом, а в прошлом сезоне она дебютировала в спектакле «Барокко» в московском «Гоголь-центре».

«Мастером сцены» признали баса Аскара Абдразакова за ряд партий в Башкирском театре оперы и балета. Лучшим «Составом» справедливо стал состав солистов в премьере оперы «Влюбленный дьявол» Вустина, осуществленной под руководством дирижера Владимира Юровского в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Дирижер Ян Латам-Кёниг, отвечавший за музыкальное руководство этой премьеры, получил премию как лучший «Музыкальный руководитель». В номинации «Событие. Постановка» жюри отдало предпочтение режиссеру Георгию Исаакяну, поставившему «Орландо, Орландо» в «Геликон-опере». Наконец, в номинации «Событие. Проект» победили оба номинанта - и Международный фестиваль камерной оперы в Санкт-Петербурге, и «Оперно-симфоническая лаборатория».

На итоговом концерте в Михайловском театре выступили также меццо-сопрано Полина Шамаева, о которой узнали тысячи зрителей телевизионного проекта «Большая опера». Алексей Татаринцев вновь порадовал поклонников своим феноменальным лирическим тенором в ариях Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно и Вертера из одноименной оперы Массне. Баритон Борис Пинхасович, солист Михайловского театра, на днях дебютировавший в Венской опере в партии Евгения Онегина, исполнил пролог из «Паяцев» Леонкавалло и арию Роберта из «Иоланты» Чайковского.

Ведущие церемонии Сати Спивакова и Федор Бондарчук вполне виртуозно балансировали на грани китча и хорошего вкуса, создавая настроение вечера. А завершили церемонию солисты Михайловского театра ансамблем из «Фальстафа» Верди на знаменитые шекспировские слова «Все в мире - шутка».

#опера #премия #музыка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6582) от 05.12.2019 под заголовком «Шутка «Онегина»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?