В Петербурге стартует Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.»

Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» давно стал неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга. Нынешний год для него юбилейный - в десятый раз его организатор, Музей музыкального и театрального искусства во главе с директором Натальей Метелицей, знакомит петербуржцев с новой программой, куда входят конференции, творческие встречи, выставки и, конечно, балетные спектакли. Как и весь театральный мир, хозяева фестиваля обратились к двум событиям в истории русской хореографии: 110-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева и 130-летию со дня рождения Вацлава Нижинского, легендарного танцовщика и балетмейстера, звезды дягилевской труппы.

В Петербурге стартует Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» | ФОТО Alice Dlangero предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Alice Dlangero предоставлено пресс-службой фестиваля

Свои спектакли покажут хореографы из Ирландии, США, Израиля, Японии, Великобритании. Балетный марафон открылся на сцене театра «Балтийский дом» спектаклем «Посвящение Нижинскому» в исполнении труппы «Балет Монте-Карло». Именно в Монте-Карло с 1911-го и до кончины Дягилева в 1929 году располагалась база «Русских сезонов», а затем - центр «Русского балета Монте-Карло». Сегодня здание театра украшает открытая в 1954 году памятная доска Сергею Дягилеву, на которой написано: «Русские балеты» ознаменовали появление большинства шедевров, блеск которых благодаря ему, его друзьям и соратникам, отразился на всех искусствах».

Спектакль «Посвящение Нижинскому» представил четыре новые хореографические версии шедевров «Русского балета» - «Дафнис и Хлоя», «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и «Петрушка», где главные партии исполнял Вацлав Нижинский. Таким образом, фестиваль соединил прошлое и настоящее, историческую память о поисках хореографов начала прошлого столетия и восприятие известных сюжетов современными балетмейстерами.

Либретто «Дафниса и Хлои» основано на вольной интерпретации романа греческого писателя II века н. э. Лонга. Хореограф балета Жан-Кристоф Майо по-своему услышал пленительную музыку Равеля и убрал из многонаселенного рассказа Лонга второстепенных персонажей - пиратов, пастухов, крестьян, - оставив лишь четырех героев: пасторальных Дафниса и Хлою и вполне земных Доркана и Ликэнион. Наивный Дафнис (Симон Трибуна) оказывается во власти страстной Ликэнион (Марианна Барабас), а трепетная Хлоя (Анжара Баллистерос) - в крепких объятиях Доркона (Матей Урбан).

Открывается балет удивительным по изяществу дуэтом Дафниса и Хлои: юные существа еще не знают, что такое любовь, но их томит непонятное, тревожное чувство. Адажио, в котором завязывается первый диалог, проходит без единого прикосновения героев друг к другу.

Совсем иначе построен дуэт Дафниса и Ликэнион: опытная в делах любви матрона преподает юному пастушку своеобразную школу воспитания чувств, ее движения и жесты полны уверенности, а пластика тела - чувственности и женственности. Нелегкое испытание проходит и Хлоя: крепкие руки Доркона легко вздымают ее в поддержках, утверждая силу мужской воли и энергии. Основываясь на школе классического танца, хореограф создал современное прочтение старинного сюжета.

Балет «Видение розы» на музыку Вебера поставил молодой немецкий хореограф Марко Гёке, которого нередко называют мистиком современного танца. И действительно, в его хореографии немало загадочного. Классический сюжет балета «Видение розы», сочиненного Михаилом Фокиным в 1911 году, он поставил как вызов канонам классического танца. От известного сюжета остался лишь намек: лепестки розы, обильно рассыпанные по планшету сцены, да цвет костюмов танцовщиков. Хореография двух персонажей - Девушки (Анисса Брюлей) и Розы (Даниеле Дельвеккио) напоминает вихрь, ворвавшийся в уютный домашний мир человека. На каждый такт музыки приходится несколько движений, рисунок рук исполнен дрожи, нервных конвульсий, всплесков. Музыка Вебера звучит как фон, танцовщики не пытаются попасть в ее ритмы, скороговорка пластики не дает возможности задуматься над смыслом происходящего. Героине Фокина такое видение розы могло присниться лишь в тревожном сне. Спорный спектакль. Но, как заметила Наталья Метелица, «...фестивальное искусство не может и не должно быть бесспорным».

Для балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный сон фавна» на музыку Клода Дебюсси хореограф Йерун Вербрюгген выбрал иное название, использовав строчку из поэмы Стефана Малларме «Неужели я влюбился в сон?». Хореограф создает дуэт для Человека (Бенджамин Стоун) и Фавна (Алексис Оливейра). Это своеобразная дуэль между любовью и животной похотью. Человек бросает вызов Фавну, который старается соблазнить и покорить соперника. Балет сталкивает сильных героев в трагических конфликтах, которые сложнее простых любовных переживаний. Ничто в этом балете не является осязаемым, декорации создают зыбкую реальность сна, наваждения, из которого порой трудно освободиться.

Знакомый сюжет балета «Петрушка», поставленный Михаилом Фокиным и Александром Бенуа в 1911 году для труппы Дягилева, обрел сегодня в интерпретации хореографа Йохана Ингера звучание притчи об отчаяниях, раздумьях и торжестве протестующего духа. Действие разворачивается в разных временных плоскостях: здесь и народные гулянья на площади в день Масленицы, и кукольные представления балаганных актеров, и мир современной высокой моды, где куклами становятся манекены, подчиненные воле кутюрье. По приказу хозяина манекенов старательно одевают в костюмы Петрушки (Жоржи Оливейра), Арапа (Алексис Оливейра) и Балерины (Анна Блэкуелл), которые разыгрывают пантомиму о Петрушке, влюбленном в Балерину, и Арапе, сопернике Петрушки. Но когда спектакль закончился и с актеров скидывают пестрые наряды, они оказываются лишь белыми безглазыми манекенами (на снимке). Но в них не гаснут человеческие чувства, даже когда их отправляют на склад после шумного показа мод для светских гостей. Талантливо, с тонким чувством стиля хореограф чередует сцены прошлого и картины современной глянцевой мишуры и безмерного тщеславия.

Фестиваль продлится по 1 декабря.

#балет #фестиваль #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6570) от 19.11.2019 под заголовком «Чувства не гаснут».


Комментарии