В Петербурге состоялся XXVIII международный фестиваль «Музыкальный Олимп»
Юные лауреаты самых престижных конкурсов из разных стран выступили на фестивале «Музыкальный Олимп» в Большом зале Филармонии и Академической капелле.

ФОТО Xingchen Yan on Unsplash
Слово «конкурс» для участников фестиваля «Музыкальный Олимп» — ключевое, однако конкурсной борьбы здесь уже нет, она остается за кадром. Здесь же, на берегах Невы, начинаются первые шаги будущей мировой исполнительской карьеры. Участники «Олимпа» — недавние победители серьезных конкурсов в мире академической музыки, которые собираются в Петербурге, музыкальной столице страны, чтобы показать свои умения, сыграть с петербургскими оркестрами, в этом году это были ЗКР и АСО Филармонии и симфонический оркестр Капеллы.
Когда президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина начала вспоминать музыкантов, которые приезжали на этот фестиваль в Петербург за тридцать лет его работы, оказалось, что она называет тех, кто сегодня определяет повестку актуальной филармонической и оперной жизни всего мира. Эксперты фестиваля вслед за решениями международных жюри лишь подтвердили свой выбор, собирая для участия в фестивале лучших из лучших. Одной из них, например, здесь была меццо-сопрано Марина Виотти, которая сегодня нарасхват в операх Моцарта, Генделя, Бизе, Массне. Героем фестиваля был и дирижер Валентин Урюпин, обладатель первой премии Конкурса дирижеров им. Г. Шолти. Скрипача Никиту Борисоглебского, получившего первую премию на Конкурсе им. Я. Сибелиуса, можно регулярно видеть в афише петербургской Филармонии, как и пианиста Даниила Харитонова, лаурета третьей премии Конкурса Чайковского.
С недавних пор возрастная планка участников «Музыкального Олимпа» расширилась благодаря совсем юным победителям конкурса «Щелкунчик». В этом году ими стали 10‑летний Феликс Со, получивший специальный приз «Перспектива» фонда «Музыкальный Олимп». Он исполнил Первый концерт Бетховена. 10‑летний скрипач Лука Муромов исполнил Первый концерт Бруха. Таких музыкантов сложно судить на конкурсах и тем более сложно их критиковать, ведь все это — абсолютные дети, только-только начавшие свой путь в искусстве.
Фестиваль, по традиции, открыла увертюра «Виват Олимп!» Андрея Петрова. За пультом оркестра ЗКР был 32‑летний Федор Безносиков, преподаватель Московской консерватории по классу скрипки, успевший к этому возрасту получить посты дирижера Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, Российского национального оркестра, а совсем недавно — и Новой оперы. Его манеру характеризовали ясность намерений, элегантная сила дирижерского жеста, деликатное обращение с партитурой.
Пианистка Анна Цыбулева в этом концерте заменила ранее заявленную в программе вьетнамскую виртуозку Кхань Нхи Луонг, которая не смогла добраться до Петербурга. Вместо Четвертого концерта Бетховена Анна исполнила знаменитый ля-минорный концерт Грига, представив его поэтику в импрессионистских тонах. Правда, не все порывы пианистки — желание длить удовольствие, свобода дыхания ее красивого чувственного звука, очень личное ощущение пространства и времени григовского концерта — нашли отклик у музыкантов оркестра. Их привычный напор, к сожалению, не всегда совпадал и с нею, и с координацией и ожиданиями дирижера. Много больше повезло Концерту для трубы с оркестром Эйно Тамберга, в котором лихое мастерство, зашкаливающая музыкальность и феноменальная техника 18‑летнего виртуоза Семена Соломатникова открыли для слушателей редко звучащий мир звуков гения, выросшего не без влияний симфонизма Шостаковича и Вайнберга.
Выступление тенора Алехандро дель Анхеля, в чьем послужном списке уже встречаются имена таких дирижеров, как Симоне Янг и Никола Луизотти, с которыми он сотрудничал, нашло отклик аудитории в щедрых овациях. Хотя его дебют на российской сцене не обошелся без небольших потерь в звуке, вызванных сильным волнением. Да и выбранный им репертуар — три сложнейшие арии из «Корсара» Верди, «Сельской чести» Масканьи и «Вертера» Массне требовали более тщательной подготовки.
Еще одно дирижерское имя — москвич Николай Цинман порадовало за новое поколение маэстро. Яркое сияние симфонической поэмы «Финляндия» Сибелиуса продолжилось в его же Скрипичном концерте, где все внимание было приковано к китайскому виртуозу Жуйфэн Линю. Завороживший трепетными поисками идеального звука в концерте, Жуйфэн одарил благодарного слушателя роскошным бисом — скрипичной транскрипцией Натана Мильштейна знаменитого «Мефисто-вальса» Листа. Этот шедевр создал впечатление мистического выпадения из времени, во время которого скрипач продемонстрировал метаморфозы мелодий, ритмов, тембров, движения.
Для закрытия фестиваля были собраны абсолютные шедевры инструментальных концертов — фортепианный Грига, скрипичный Мендельсона, кларнетовый Моцарта, фортепианный Шопена. 9‑летняя Василиса Моисеева, получившая III премию на «Щелкунчике», блеснула своим нежным многообещающим искусством в Парафразе на темы Дунаевского для ксилофона с оркестром Н. Минха. Марк Гротте дал мощный разбег в первой части концерта Грига, решив приберечь две следующие для будущего триумфа. Так же раздразнил аппетит первой частью ми-минорного концерта Шопена и Владимир Карякин. 12‑летняя скрипачка Стефания Мохначева без потерь отыграла ми-минорный концерт Мендельсона. Ее вполне оправданная забота о технике пока не дает в полной мере пробиться художественным вибрациям еще растущей души.
Высшей точкой в драматургии финала «Музыкального Олимпа» стал кларнетовый концерт Моцарта в исполнении Алисы Чередниковой, покорившей безупречным чувством стиля, глубокой музыкальностью, открывшей в хорошо известной музыке много неожиданных музыкально-смысловых нюансов, и феноменальной техникой.
И нужно было видеть, с какой педагогической чуткостью ведет эту юную поросль на «Музыкальный Олимп» опытнейший дирижер Михаил Шехтман, делая их музыкантскими личностями, давая им почувствовать красоту и силу настоящего высокого полета.
Читайте также:
В Екатерининском собрании состоится концерт «Завела любовь песню русскую»
В театре эстрады им. Аркадия Райкина состоялась премьера спектакля-концерта «Жил-был суфлёр!»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7924) от 09.06.2025 под заголовком «Новые имена «Музыкального Олимпа»».
Комментарии