В Петербурге состоялась презентация книги московского искусствоведа
В Петербурге состоялось представление книги московского искусствоведа Ольги Муромцевой «Мир искусства Надежды Добычиной», созданной на основе прежде не публиковавшихся архивных материалов о владелице первой русской галереи, открывшей миру художников Наталию Гончарову, Казимира Малевича, Марка Шагала, Владимира Татлина.
ФОТО Waseem Khan on Unsplash
Имя Добычиной (1884 – 1950) не забыто, оно постоянно упоминается в литературе о русском искусстве начала ХХ века. В музеях и частных коллекциях хранятся ее портреты кисти Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Александра Головина, Константина Сомова. Автор капитальной 400‑страничной монографии прослеживает весь драматический жизненный путь Добычиной. Провинциальная девушка из Орла экстерном окончила гимназию в Петербурге, попала в водоворот событий революции 1905 года, провела несколько месяцев в тюрьме.
Ее жизнь изменило знакомство с Николаем Кульбиным, художником и теоретиком искусства. В 1909 году Добычина организовала выставку его группы «Треугольник», которая впервые ознакомила публику с творчеством русских авангардистов. Через два года она основала «Художественное бюро надежды Добычиной» — первую в России галерею современного искусства.
Автор книги пишет об истории сотрудничества Добычиной с художниками Борисом Григорьевым, Сергеем Судейкиным, братьями Евгением и Николаем Лансере. Создавая свою коллекцию картин, галеристка советовалась с Николаем Рерихом при покупках картин «малых голландцев». Она вела переговоры о выставке с Василием Кандинским, реализации этого проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.
Но весной 1914 года Добычина успела посетить Париж, где предложила провести выставку Рериха в Лувре и показать современных французских художников в ее галерее в Петербурге. В начале лета того же года Добычина арендовала квартиру из десяти комнат в доме Адамини на Марсовом поле, 6, часть которой была приспособлена для галереи. Во время войны Добычина стала проводить благотворительные выставки в пользу госпиталей, показала художников объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет».
После революции 1917 года галеристке удается защитить от реквизиций свое собрание, но в январе 1919 года «Художественное бюро» пришлось закрыть. Итог его деятельности — 30 выставок, почти все вошли в историю отечественного искусства.
В последующие десятилетия Добычина получает работу в разных культурных учреждениях Ленинграда и Москвы, куда она переехала в 1935 году. И что самое интересное, работу по специальности: она организует выставки, участвует в их оформлении. В 1944 году Добычину принимают в Союз художников СССР. Но денег на жизнь не хватало, и постепенно Добычина распродала свою коллекцию. Остался архив, который в 1960 году был приобретен у наследников Ленинской библиотекой.
Муромцева цитирует фрагменты дневника Добычиной, где она пишет о желании создать книгу воспоминаний. Не сложилось. Возможно, причиной стали сомнения Добычиной в своем литературном даровании.
Остались любопытные записи. Например, об Александре Бенуа: «Располагал этот умный, добрый глубокий взгляд!.. Но ничего художественного не было во внешности этого человека. Ни длинных волос, ни громко-резких суждений, ни широких жестов, ни бабочки-галстука. Костюм не производил впечатления, что его чистили ежедневно с ответственностью, галоши, обувь тоже, как, скажем, у К. А. Сомова или Философова или Дягилева в особенности». О Владимире Маяковском: «Он волевой был не только в творчестве, а эта установка была на земле: буду руками спокойно раздвигать. Этого у меня не было».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7669) от 24.05.2024 под заголовком «Самое женское занятие».
Комментарии