В Петербурге состоялась премьера балета «Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа

В Петербурге состоялось самое долгожданное событие международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.» – российская премьера балета «Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа.

В Петербурге состоялась премьера балета «Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа | ФОТО Михаила ВИЛЬЧУКА/предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Михаила ВИЛЬЧУКА/предоставлено пресс-службой фестиваля

У истоков создания спектакля стоит сам фестиваль: идея обратиться к легендарному сюжету была предложена Прельжокажу художественным руководителем «Дягилев. P. S.» Натальей Метелицей в 2018 году. Откликом стал небольшой балет-оммаж Мариусу Петипа «Призрак», показанный на гала-концерте фестиваля и переносивший зрителей в воображение великого хореографа в момент его размышлений над «Лебединым озером».

Уже более 35 лет Прельжокаж руководит собственной компанией (Ballet Preljocaj), находясь все это время в авангарде французского танцевального искусства. Спектакли хореографа входят в репертуар ведущих балетных трупп мира, включая New York City Ballet, Парижскую оперу, «Ла Скала», а «Парк», поставленный в Мариинском театре в 2011 году, до сих пор украшает его афишу.

Прельжокаж неоднократно переосмыслял канонические балеты. В частности, бесплотный Призрак из «Видения розы» превращен им в двух агрессивных мачо, соблазняющих героиню весьма плотскими радостями, «Свадебка» уподоблена разгульному обряду, завершающемуся изнасилованием Невесты, а действие «Ромео и Джульетты» перенесено в мир оруэлловского романа «1984». Прельжокажа волнуют важнейшие вопросы современности, для осмысления которых привлекаются сюжеты, относимые к вневременным. «Лебединое озеро» – первое обращение хореографа к большой балетной классике.

Сохранив хрестоматийный сюжет Петипа – Иванова, хореограф привнес в него остроактуальную экологическую проблематику: лебеди во главе с Одеттой гибнут от отравляющих выбросов нефтеперерабатывающего завода, возведенного на озере отцом Зигфрида по наущению советника Ротбарта. Тема семейных отношений, психологических проблем, укорененных в детстве, – одна из центральных в балете. Глава семьи предстает деспотом, готовым ради наживы пожертвовать благополучием близких, а сына и мать связывает болезненная привязанность, переходящая в зависимость (в дуэте с матерью Зигфрид красноречиво прикладывается к ее груди).

Визуальная драматургия спектакля строится на конфликте белых – «природных» сцен, характеризующих мир Зигфрида и Одетты, и зловеще-темных индустриальных пейзажей, рисующих империю нефтепромышленников и их приспешников, включая Одиллию. Удивительно, но такое решение непреднамеренно перекликается с мыслью легендарного балетоведа Вадима Гаевского, писавшего, что в «Лебедином озере» сталкиваются два мифа – «миф озера, основанный на одушевлении природы, и миф города, связанный с высвобождением энергии, деловой, прагматичной и бесстыдной». Видеодизайнер Борис Лаббе превращал сцену то в рабочий кабинет с панорамным окном в офисе отца Зигфрида, то в растущий на глазах мегаполис, то в постапокалиптический пейзаж.

Антагонизм добра и зла подчеркнут костюмами Игоря Чапурина, одевшего Одетту и лебедей в удивительной красоты белые пачки-оригами, а Ротбарта и его свиту – во все черное. С золотыми цепями на шее и криминальными замашками, они напоминают то братков из 1990-х, то антигероев комиксов.

Лебединые сцены – лирический центр спектакля. В них классическая лексика соединяется с пластическими изломами, неожиданной игрой ракурсов и поз, характерными движениями рук с острыми, собранными кистями- «клювами». Главным визуальным мотивом становится устремленность всего тела ввысь как материализация полета, воли к преодолению – земного тяготения, повседневной суеты, житейской банальности.

Важная драматургическая роль отдана массовым сценам, погружающим публику то в угар рейв-вечеринки, то в атмосферу инфернального бала. В танцах светского общества преобладают синхронные комбинации, поставленные с предельной рациональностью: сцену разрезают диагонали, прямые линии, круги, шеренги, направленные на зрителя. Маршеобразная поступь рифмуется с механистичной, почти физкультурной пластикой рук. Однако этой математически выверенной несколько однообразной хореографии не хватает главного – ощущения надвигающейся катастрофы и тревожных предчувствий, являющих суть партитуры Чайковского. Танцевальное действие представляет собой рафинированный пластический хай-тек и по силе воздействия проигрывает музыке.

Тем не менее это не отменяет достоинств спектакля, его концептуальной ясности, остроты эмоций и утонченной визуальной стилистики. В нем отсутствуют обличительный пафос и плакатность, зачастую неотъемлемые от осмысления столь злободневных тем, зато есть особая гуманная интонация автора, сокрушающегося не только о судьбах героев, но и всего человечества.


#премьера #балет #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7056) от 23.11.2021 под заголовком «Хай-тек над озером».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?