В Петербурге расскажут о работе музейщиков в годы блокады

В Музее городской скульптуры открылась выставка «Ленинградские монументы помнят» – документальный проект, посвященный работе музейщиков в годы блокады. Впервые служебные материалы, которые хранятся в архиве музея, стали доступны широкой публике.

В Петербурге расскажут о работе музейщиков в годы блокады | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Проект готовился к 9 Мая. По понятным причинам был отложен, но остается важнейшим для музея событием года 75-летия Победы.

В этих пожелтевших от времени листах дешевой бумаги с текстами, написанными от руки или напечатанными на казенных машинках, скрыто суровое обаяние. Они повествуют про первые трагические дни войны, блокаду, уносившую жизни музейщиков, и возвращение монументов на свои прежние места в самые первые месяцы 1945 года.

Экскурсию по выставке для «Санкт-Петербургских ведомостей» провела Надежда Ефремова, наш постоянный эксперт по городской скульптуре, автор одной из статей в богато иллюстрированном каталоге выставки. Сначала она показывает секретное решение Ленгорисполкома от 25 июня 1941 года «О мероприятиях по защите городских памятников». В нем приведен список 11 монументов, в том числе памятник Ленину у Финляндского вокзала, «Медный всадник», памятник Петру I у Инженерного замка, конная статуя Николая I. Одни памятники должны быть сняты и спрятаны в землю, другие тщательно укрыты мешками с песком.

Ефремова обращает внимание, что тогда был строгий учет материалов, находившихся на складах и в магазинах. Это позволяло сотрудникам музея быстро получать доски, песок, мешковину, оберточную бумагу... Пользовались всем, что можно быстро найти. Так, в акте о разгрузке песка для «Медного всадника» указано: «Песок увлажненный морской». Потом это приведет к появлению неравномерной патины.

1 сентября 1941 года в штат музея был зачислен научным сотрудником Лев Бубнов. В самую тяжелую блокадную зиму он создал «Паспорт памятника Петра I Э. М. Фальконе», это была первая монография о монументе. 1 мая 1942 года Бубнов «исключен из списков музея за смертью».

Выставка рассказывает о том, как снимали с пьедестала растреллиевского Петра I и прятали в саду на улице 3-го Июля, нынешней Садовой. Архитектор Александр Гессен, впоследствии один из мэтров ленинградской школы реставрации, составил заявку на материалы еще 24 июня 1941 года, то есть до выхода секретного распоряжения. Летом 1945-го Гессен сфотографировался у копыта коня в тот момент, когда сохраненный памятник готовились вернуть на пьедестал.

Документы опровергают легенду, что памятники Суворову, Кутузову и Барклаю-де-Толли оставили неукрытыми для поддержания духа бойцов, воевавших за Ленинград. Все три монумента вошли во второй список по защите памятников, куда также включили Александровскую колонну и Екатерину II. Он был утвержден 24 ноября 1941 года. Но любопытно, что еще 2 июля бригадир Кополыгин выставил музею счет на 900 рублей (оговоренные трудовым соглашением) за рытье котлованов «для Кутузова и Барклая». В ноябре 1942 года директор музея Александра Флоринская пишет письмо в управление по делам искусств с просьбой отнести работы по укрытию памятников к оборонным. Начальник управления Борис Загурский отвечает: «За деньгами дело не станет, но нет материалов, рабочей силы, техники».

Если история сохранения клодтовских конных групп с Аничкова моста многим известна, то об укрытии мраморных скульптур Диоскуров (сыновей Зевса Кастора и Поллукса) слышали немногие. Перед началом войны эти монументы, убранные от Манежа еще в 1858 году, находились на постаментах у ворот казарм Конногвардейского полка (в Конногвардейском переулке в створе Почтамтской улицы). Их спрятали в земле, для лучшей сохранности отделив братьев от лошадей. В 1945-м обсуждали, не передать ли Диоскуров в Русский музей. Но решили вернуть на историческое место: «у здания гаража НКВД (быв. Манеж)». Возвращение состоялось только через 8 лет.

Небольшой, но важный раздел посвящен сохранению 300 мемориальных досок, особенно музейщиков заботили доски, отмечавшие уровень воды во время наводнений. Действительно, это важнейшие свидетельства времени. Выставку завершает показ графики Армена Барутчева, Ивана Астапова, Василия Судакова и других ленинградских художников, которые во время войны изобразили укрытые и неукрытые памятники. Многие авторы работали по заказу Музея городской скульптуры.

#выставка #война #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6770) от 22.10.2020 под заголовком «Монументы в осаде».


Комментарии