В Петербурге пройдет XXXV международный театральный фестиваль «Балтийский дом»

Он пройдет с 5 по 18 октября. В программе — постановки из Индии, Китая, Бахрейна, Якутии, Казахстана, Белоруссии и Москвы. В том числе пластический спектакль-перформанс, музыкальная драма, трагедия… Объединяет их общая тема — «Место силы». О том, как появился этот слоган, о главных традициях и последних новшествах фестиваля рассказывает Сергей ШУБ, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом».

В Петербурге пройдет XXXV международный театральный фестиваль «Балтийский дом» | ФОТО Sonder Quest on Unsplash

ФОТО Sonder Quest on Unsplash

— Сергей Григорьевич, чем ваш фестиваль отличается от других?

— Сегодня, когда все более популярными становятся мультимедийные проекты, фестивали без границ, мы остаемся фестивалем драматического театра, хотя и не чужды синтетическим жанрам. Еще одно отличие — постоянный эксперимент, поиск, предложение зрителю новых версий театра. Иногда это воспринимается с восторгом, иногда со скандалом… Но мы приучили петербуржцев и гостей города к новому театральному языку. Этот язык может нравиться или не нравиться, но знать его невредно.

— Как развивался фестиваль в последние годы?

— Мы меняемся вместе со временем. За последние годы география приглашенных театров в значительной степени изменилась.

У нас каждый фестиваль имеет некий девиз. И вот два года назад появился слоган — «Взгляд на Восток». И мы действительно посмотрели на Восток и увидели, что там много неизведанного не только для простого зрителя, но и для специалистов. Мы досконально знаем европейский театр, а театр восточный с его особой поэтикой, особой образной системой пока известен нам приблизительно. Наше обращение на Восток связано с постижением театральной культуры Китая, Индии, Бахрейна… В этом году мы привезем театр из Тибета, закрытого для нас региона, и это уникальный случай. Уже поэтому можно считать, что фестиваль будет сенсационным.

— Как появился слоган «Место силы»?

— Это достаточно широкий термин, связанный прежде всего с буддийской культурой. Обозначение некоего мистического цент­ра, места концентрации духовной и физической энергии. И мы подумали, что такое сосредоточение энергии можно найти именно в театре. В нашем понимании театр и есть место силы.

В самом центре нашего фойе, на полу есть орнаментальная розетка. Ее мы сделали символом фестиваля, нашего места силы. С этой розеткой будет связан целый ряд событий. Пока не буду расшифровывать, каких именно. Скажу только, что сейчас мы ведем переговоры с петербургским дацаном.

— Как девиз отразился в прог­рамме фестиваля?

— Мы открываем программу спектаклем Национального театра танца из Республики Якутия. Его поставил Сергей Потапов, хорошо нам известный режиссер. Сейчас у нас с успехом идет его «Укрощение строптивой», а в танцевальном театре он сделал мистерию по мотивам якутского эпоса — с шаманскими ритмами, живой музыкой, народным пением.

Казахский театр для детей и юношества покажет драму «Улпан» — эпос, который поставила Гульназ Балпеисова, режиссер европейской театральной школы. В спектакле «Гамлет» Тибетского драматического театра традиционная тибетская культура переплетена с классической шекспировской.

— Но в афише есть и «Сирано де Бержерак» театра «Сатирикон», моноспектакли Константина Райкина и Евгения Гришковца…

— Когда меня спрашивают, как мы собираем фестиваль, я часто использую такое сравнение: хороший фестиваль — это как хороший обед. В нем должно быть первое, второе, третье и компот. Нельзя строить всю программу на метафорически-поэтических спектак­лях, на вневербальной образности. Должны быть представлены все жанры. Сейчас мы собрали программу, которая, как мне кажется, должна заинтересовать самых разных людей с самыми разными вкусами. Но в основе лежит место силы.

— Как происходит отбор спектаклей?

— У нас за спиной 35 лет фестиваля и огромная база наработанных контактов, электронных адресов. Практически в каждом регионе есть свои советники. На Востоке мы тоже нарабатываем контакты. Например, нам посоветовали обратить внимание на театр из Тибета. Мы связались с ним, они прислали видео, мы его посмотрели… К сожалению, съездить куда‑то сегодня не всегда возможно, но мы отовсюду получаем информацию. Где‑то возникает интерес. Где‑то — постоянный контакт. И если начинаем дружить, то это навсегда.

Читайте также: 

В ТЮЗе им. А. А. Брянцева состоялась премьера спектакля «Ангелы над городом»

На сцене Александринского театра состоялась премьера новой версии спектакля «Красная Жизель» Театра балета Бориса Эйфмана



#театр #фестиваль #традиции

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (8000) от 25.09.2025 под заголовком «Постижение театральной культуры».


Комментарии