В Петербурге пройдет концерт к 245-летию со дня рождения Гофмана

«Если человек хоть в чем-нибудь достиг совершенства, то на его чудачества можно смотреть сквозь пальцы». Э. Т. А. Гофман

В Петербурге пройдет концерт  к 245-летию со дня рождения Гофмана  | Фото предоставлено пресс-службой СПб ГАСО

Фото предоставлено пресс-службой СПб ГАСО

В день рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана - 24 января Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр посвящает великому немецкому романтику большую концертную программу.

Гофман был одним из самых ярких и незаурядных людей своего времени. Его таланты поистине неисчерпаемы – блестящий юрист, одаренный композитор, талантливый художник-декоратор и мастер графического рисунка, гениальный писатель-сказочник, до последних дней жизни сохранивший силу воображения и легендарное остроумие. Имя «Амадей» Гофман взял в знак преклонения перед Моцартом, а заметки о музыке публиковал под именем Иоганна Крейслера. .

В одном из писем Гофман признавался: «С тех пор, как я пишу музыку, мне удается забывать все свои заботы... Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков под моими пальцами, несовместим ни с чем, что находится за его пределами».

Он создал несколько театральных спектаклей, фортепианные сонаты, камерную музыку, ее высоко ценили Вебер и Бетховен, а наибольший успех снискала «Ундина», оказавшая большое воздействие на развитие романтической немецкой оперы. Так случилось, что талант Гофмана-композитора оказался в тени его писательской славы, а его музыка сейчас редко исполняется. Пришедшие на концерт во Дворец Белосельских-Белозерских получат уникальную возможность услышать музыку самого Гофмана: прозвучит его Квинтет для арфы и струнных.

Гофмановские сюжеты, в которых причудливо переплелись реальность и фантастика, уже более 200 лет вдохновляют читателей и слушателей, композиторов и режиссеров. В их числе «Крошка Цахес» и «Повелитель блох», «Песочный человек» и, конечно же, «Щелкунчик». Кстати, у этой сказки в 2021 году тоже юбилей: исполняется ровно 205 лет со дня выхода в свет самой известной новогодней истории - «Щелкунчик и мышиный король». 

Свою рождественскую сказку 30-летний Гофман сочинил для детей друга, Юлиуса Хитцига. Имена первых слушателей, Мари и Фрица, увековечены на страницах этой волшебной истории, а в добром крестном Дроссельмейере легко угадывается сам автор.

В 1847 году романтическую адаптацию сказки Гофмана создал Александр Дюма – именно эту версию Мариус Петипа взял за основу либретто балета с музыкой Петра Ильича Чайковского. Премьера состоялась в Мариинском театра в 1892 году, главные партии танцевали дети – учащиеся Императорского театрального училища. С тех самых пор, уже более 120 лет, балет не сходит с театральных подмостков. В различных постановках меняются детали сюжета и даже имя главной героини (Мари, Маша, Клара). Неизменным остается лишь одно: «Щелкунчик» остается самым любимым, самым волшебным балетом, без которого немыслимы новогодние и рождественские праздники не только в России, но и во многих странах мира. Дети видят в нем увлекательный рассказ о победоносной войне Щелкунчика с Мышиным королем, взрослым открываются философские истины о добре и зле, о жизни и смерти. И над всем этим царит гениальная музыка Чайковского, вдохнувшая новую жизнь в гофмановский сюжет, бесконечно трогательная и прекрасная, достигающая самых глубин души. 1-й акт балета целиком прозвучит во втором отделении концерта.

В начале XXI века к сказке Гофмана обратился и Сергей Слонимский – один из лидеров современной отечественной музыки, композитор, пианист и музыковед. Балет «Волшебный орех» в постановке художника Михаила Шемякина был создан по заказу Мариинского театра. Основой либретто послужила «Сказка о твердом орехе», которую крестный Дроссельмейер рассказывал заболевшей Мари, – о госпоже Мышильде и орехе Кракатук, о прекрасном юноше, который вернул принцессе Пирлипат ее красоту, но сам превратился в Щелкунчика. Фрагментыбалета «Волшебный орех» Сергея Слонимского также будут исполнены в концерте.

А откроют концерт в день рождения великого сказочника - симфонические фрагменты оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», включая знаменитую Баркаролу – одну из самых прекрасных и любимых мелодий классической музыки.     Основоположник французской оперетты – Жак Оффенбах использовал простую гармонию, чтобы придать музыке настроение дурного предчувствия и образ некоего «миража», «музыкальной плоскости, нисходящей в пропасть» – совсем по-гофмановски! Не случайно Баркарола стала одной из самых любимых и популярных мелодий классической музыки и звучит во множестве саундтреков.

Дирижер – художественный руководитель СПбГАСО Игорь Томашевский.

Начало в 16.00. Концерт пройдет на сцене Дворца Белосельских-Белозерских, что на Невском проспекте.

#концерт #оркестр #Щелкунчик

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?