В Петербурге прошел театрально-концертный марафон «Весь день — театр»

В Музее театрального и музыкального искусства на улице Зодчего Росси уже в пятый раз прошел театрально-концертный марафон «Весь день — театр».

В Петербурге прошел театрально-концертный марафон «Весь день — театр» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом музея, рассказала, что они с коллегами стремились придумать как можно более разнообразную программу, чтобы посетители могли ознакомиться и с прошлым русского театра, и с его настоящим.

При желании в музее можно было провести весь день — с часу и до десяти вечера. Посетить две экскурсии — узнать об истории музейного здания, ознакомиться с выставкой-детективом «ГИК № 1. Дело агента Сапфир». Побывать на театрализованной читке пьесы петербургского драматурга Полины Коротыч «Вадик поет свою музыку», поставленной Кириллом Люкевичем, самым молодым лауреатом «Золотой маски». Встретиться с популярным артистом театра и кино Федором Федотовым, звездой фильма Михаила Локшина «Серебряные коньки» и телешоу «Ледниковый период». Послушать концерт группы композитора и режиссера Евгения Серзина «НеМой фронт».

Гвоздем программы стал показ спектакля Романа Габриа «Мейерхольд», созданного в театре «Открытое пространство» в 2019 году. Он посвящен режиссеру-новатору, чья судьба начиналась блестяще, а закончилась страшно.

С Мейерхольдом в Театральном музее связан «гений места». Когда‑то он поднимался по этой лестнице в кабинет к тогдашнему директору Императорских театров Владимиру Теляковскому, чтобы подписать контракт. Теляковский на свой страх и риск решил поддержать молодого талантливого режиссера после того, как его изгнала из своего театра Вера Комиссаржевская.

И не прогадал. Мейерхольд поставил в Мариинском и Александринском, здание которого видно из музейных окон, яркие спектакли. Один из них — «Маскарад», премьера которого совпала с началом Февральской революции, когда в зале сидела разряженная ­публика, а в двух шагах, на Нев­ском, стреляли. Кроме того, в музейном зале русского авангарда выставлены макеты декораций к мейерхольдовским спектаклям, которые он поставил в послереволюционные годы.

Конструкция из «Великодушного рогоносца», созданная «амазонкой авангарда» Любовью Поповой, знаменитый портрет Мейерхольда в красной феске кисти Головина стали действующими лицами спектакля Габриа.

Те, кто видел «Мейерхольда» на других площадках, после показа говорили, что в этом пространстве на улице Зодчего Росси спектакль смотрелся по‑иному.

Жанр постановки сам Роман ­Габриа определил как нон-фикшн. Пьесу он сочинил на основе документов — писем Мейерхольда, газетных статей той поры, воспоминаний современников…

В спектакле заняты три актера — Анатолий Журавин (Мейерхольд), Алла Данишевская (Зинаида Райх) и Сергей Мендельсон, который меняет маски, превращаясь то в Михаила Чехова, то в следователя НКВД, то в Сергея Есенина. Плас­тика актеров — острая, отточенная, резкая.

Действо построено не линейно, а тоже как бы в стиле русского авангарда, где в почете были монтаж и коллаж. Но оно закольцовано — начинается с того, как Мейерхольд в белой рубашке, но в комиссарских галифе и сапогах с демоническим хохотом рвет афишу мхатовской «Чайки», где он играл Треплева, как бы порывая с реалистическим психологическим театром. Заканчивается тем, что энкавэдэшник разрывает афишу с репертуаром театра Мейерхольда — театр закрыли по распоряжению властей в 1938 году. Летят клочья с названиями, вошедшими в историю ­отечественного театра: «Лес», «Великодушный рогоносец», «Дама с камелиями»…

Стоит упомянуть костюмы, созданные Натальей Корниловой, особенно черный комбинезон-трансформер Аллы Данишевской (Зинаида Райх). Поначалу он напоминает футуристический костюм Фосфорической женщины из «Бани» (спектакля по пьесе Маяковского, который провалился). Но затем, когда речь заходит о «Даме с камелиями», расстегиваются скрытые молнии, детали отгибаются, открывая плечи, и возникает иллюзия бального наряда с декольте, какие носила Маргарита Готье. А в трагической сцене гибели актриса появляется перед зрителями в платье с алой вышивкой на груди, похожей на капли крови.

Еще один полноправный герой спектакля — психоделическая музыка, сочиненная Владом Крыловым, постоянным соавтором Романа Габриа.

Спектакль в спектакле — ви­део-арт на экранах, созданный Александрой Магелатовой. В финале, когда Мейерхольд, сломленный в застенках пытками, превратившийся в старика, падает на пол лицом вниз, мы видим на экране его тюремное фото, которое постепенно тает, исчезает…

Формат «Музей плюс театр» в последнее время весьма популярен. Один из самых ярких проектов — прошедшая осенью в Эрмитаже «Флора», созданная совместно с Художественным музеем Вены. «Мейерхольд», идеально вписанный в музейную экспозицию, еще одна удача в этом направлении, предполагающем синтез разных искусств.


#театр #музей #марафон #программа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком «Музей + театр».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?