В Петербурге прошел театрально-концертный марафон «Весь день — театр»
В Музее театрального и музыкального искусства на улице Зодчего Росси уже в пятый раз прошел театрально-концертный марафон «Весь день — театр».
ФОТО Pixabay
Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом музея, рассказала, что они с коллегами стремились придумать как можно более разнообразную программу, чтобы посетители могли ознакомиться и с прошлым русского театра, и с его настоящим.
При желании в музее можно было провести весь день — с часу и до десяти вечера. Посетить две экскурсии — узнать об истории музейного здания, ознакомиться с выставкой-детективом «ГИК № 1. Дело агента Сапфир». Побывать на театрализованной читке пьесы петербургского драматурга Полины Коротыч «Вадик поет свою музыку», поставленной Кириллом Люкевичем, самым молодым лауреатом «Золотой маски». Встретиться с популярным артистом театра и кино Федором Федотовым, звездой фильма Михаила Локшина «Серебряные коньки» и телешоу «Ледниковый период». Послушать концерт группы композитора и режиссера Евгения Серзина «НеМой фронт».
Гвоздем программы стал показ спектакля Романа Габриа «Мейерхольд», созданного в театре «Открытое пространство» в 2019 году. Он посвящен режиссеру-новатору, чья судьба начиналась блестяще, а закончилась страшно.
С Мейерхольдом в Театральном музее связан «гений места». Когда‑то он поднимался по этой лестнице в кабинет к тогдашнему директору Императорских театров Владимиру Теляковскому, чтобы подписать контракт. Теляковский на свой страх и риск решил поддержать молодого талантливого режиссера после того, как его изгнала из своего театра Вера Комиссаржевская.
И не прогадал. Мейерхольд поставил в Мариинском и Александринском, здание которого видно из музейных окон, яркие спектакли. Один из них — «Маскарад», премьера которого совпала с началом Февральской революции, когда в зале сидела разряженная публика, а в двух шагах, на Невском, стреляли. Кроме того, в музейном зале русского авангарда выставлены макеты декораций к мейерхольдовским спектаклям, которые он поставил в послереволюционные годы.
Конструкция из «Великодушного рогоносца», созданная «амазонкой авангарда» Любовью Поповой, знаменитый портрет Мейерхольда в красной феске кисти Головина стали действующими лицами спектакля Габриа.
Те, кто видел «Мейерхольда» на других площадках, после показа говорили, что в этом пространстве на улице Зодчего Росси спектакль смотрелся по‑иному.
Жанр постановки сам Роман Габриа определил как нон-фикшн. Пьесу он сочинил на основе документов — писем Мейерхольда, газетных статей той поры, воспоминаний современников…
В спектакле заняты три актера — Анатолий Журавин (Мейерхольд), Алла Данишевская (Зинаида Райх) и Сергей Мендельсон, который меняет маски, превращаясь то в Михаила Чехова, то в следователя НКВД, то в Сергея Есенина. Пластика актеров — острая, отточенная, резкая.
Действо построено не линейно, а тоже как бы в стиле русского авангарда, где в почете были монтаж и коллаж. Но оно закольцовано — начинается с того, как Мейерхольд в белой рубашке, но в комиссарских галифе и сапогах с демоническим хохотом рвет афишу мхатовской «Чайки», где он играл Треплева, как бы порывая с реалистическим психологическим театром. Заканчивается тем, что энкавэдэшник разрывает афишу с репертуаром театра Мейерхольда — театр закрыли по распоряжению властей в 1938 году. Летят клочья с названиями, вошедшими в историю отечественного театра: «Лес», «Великодушный рогоносец», «Дама с камелиями»…
Стоит упомянуть костюмы, созданные Натальей Корниловой, особенно черный комбинезон-трансформер Аллы Данишевской (Зинаида Райх). Поначалу он напоминает футуристический костюм Фосфорической женщины из «Бани» (спектакля по пьесе Маяковского, который провалился). Но затем, когда речь заходит о «Даме с камелиями», расстегиваются скрытые молнии, детали отгибаются, открывая плечи, и возникает иллюзия бального наряда с декольте, какие носила Маргарита Готье. А в трагической сцене гибели актриса появляется перед зрителями в платье с алой вышивкой на груди, похожей на капли крови.
Еще один полноправный герой спектакля — психоделическая музыка, сочиненная Владом Крыловым, постоянным соавтором Романа Габриа.
Спектакль в спектакле — видео-арт на экранах, созданный Александрой Магелатовой. В финале, когда Мейерхольд, сломленный в застенках пытками, превратившийся в старика, падает на пол лицом вниз, мы видим на экране его тюремное фото, которое постепенно тает, исчезает…
Формат «Музей плюс театр» в последнее время весьма популярен. Один из самых ярких проектов — прошедшая осенью в Эрмитаже «Флора», созданная совместно с Художественным музеем Вены. «Мейерхольд», идеально вписанный в музейную экспозицию, еще одна удача в этом направлении, предполагающем синтез разных искусств.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком «Музей + театр».
Комментарии