В Петербурге прошел передвижной фестиваль негосударственных театров

В минувшие выходные в новом культурном пространстве «Никольские ряды» прошел первый передвижной фестиваль негосударственных театров.

В Петербурге прошел передвижной фестиваль негосударственных театров | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Никольские ряды открылись совсем недавно, еще не совсем обжиты и пока проигрывают Новой Голландии или «Севкабелю». Но фестиваль оживил это пространство.

Казалось, в субботу сюда съехалось полгорода. Двор звенел от детских голосов, смеха. Да и взрослые веселились от души. На спектакли, проходившие в шатре, билеты разошлись молниеносно. Спектакли, разыгрываемые во дворе, были бесплатными.

Открылся фестиваль спектаклем любимого петербуржцами театра «Кукольный формат» «Аленький цветочек». Моноспектакль на сюжет сказки Сергея Аксакова про красавицу и чудовище поставлен Анной Викторовой. Блестящая актриса Ольга Донец, одетая в русский народный костюм, вместе с куклами держит внимание всего зала, общается с детьми. А в финале дети пускаются вместе с ней в пляс под русскую песню.

Потом театр марионеток «Кукольный дом» показывал старую добрую «Золушку». И это тоже был бенефис одной актрисы – Элины Агеевой, которая управляет всеми куклами. Время от времени из шатра доносилась волшебная музыка, смех, восторженные крики.

Потом зрители высыпали из шатра, и двор Никольских рядов стал похож на детский сад.

Все ждали начала представления уличного театра «Небесная карусель».

«Папа, клоуны, клоуны!» – закричал стоящий рядом малыш. Начался спектакль-променад «Цирк Элефант». Народу было очень много, папы сажали детей себе на плечи, иначе малышам было бы сложно увидеть происходящее в деталях. В толпе плыл слон – розовато-сиреневый, на тонких высоких ножках, в блестках, с бивнями и огромными ушами. Имя его было Сальвадор – в честь Сальвадора Дали, создавшего когда-то на своих сюрреалистических картинах образ слона на паучьих ножках. Символ нашего мира – огромного и мощного, но при этом хрупкого, способного рассыпаться в одно мгновение.

Мое восхищение артистами уличных театров, появившееся во время Театральной олимпиады, только окрепло. Так профессионально и виртуозно актеры «Небесной карусели» работали в гуще народа, легко общаясь и с детьми, и со взрослыми. Бах! – и в небо летит залп конфетти, разноцветные бумажки усыпают асфальт яркими брызгами. А вот клоун держит в руках волшебный чайник. И каждый раз, когда ребенок дает правильный ответ на несложные вопросы, из носика чайника брызжут золотые блестки, летают в воздухе, сияя на осеннем солнце.

На пресс-конференции, предварявшей фестиваль, директор Театральной лаборатории Яны Туминой Соня Дурова рассказала, что фестиваль негосударственных театров планируют провести и в будущем году. Уже есть предварительные договоренности с Петропавловской крепостью и Гатчиной.

Директор театра Karlsson Haus, одного из организаторов передвижного фестиваля, Анна Павинская напомнила, что в Петербурге работает не менее 50 независимых театров. В этом смысле наш город уникален.

В первом передвижном фестивале приняли участие 13 коллективов. Среди участников кроме уже упомянутых – театры «Особняк», «За Черной речкой», «Комик-трест», «Цехъ»... Многие из них представляют Петербург на самых престижных фестивалях. Но у большинства нет «постоянной прописки» в городе, они кочуют с одной площадки на другую.

Для независимых театров, живущих в основном на деньги, вырученные от продажи билетов, карантин стал серьезным ударом.

– Пять месяцев мы не могли работать, – рассказала Анна Павинская. – Особенно трудно пришлось коллективам, которые арендуют площадки, у которых большой штат сотрудников. Мы, некоммерческие организации, не получили поддержку, оказываемую государством малому бизнесу: ни временной отмены платы за аренду, ни субсидий. Единственная поддержка пришла от комитета по культуре, выделившего субсидии на постановку спектаклей.

#театр #фестиваль #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6787) от 19.10.2020 под заголовком «Розовый слон в наших рядах».


Комментарии