В Петербурге прошел III всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие»

В Петербурге состоялся III всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». В нем приняли участие более одной тысячи специалистов. Лейтмотивом стал поиск общественного согласия в деле сохранения памятников.

В Петербурге прошел III всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

На нескольких «круглых столах» и семинарах от представителей разных регионов прозвучала простая мысль: при соблюдении охранных требований наследие доходов не принесет. Разрушающиеся памятники архитектуры, которые никто не хочет брать в аренду за символический рубль, – тому доказательство.

Где выход? В одном из докладов был приведен пример города Орехово-Зуево. Там сложилось сообщество бизнесменов, одни владеют зданиями знаменитой морозовской мануфактуры, другие – айтишники, которые знают, как находить тех, кому интересна старая промышленная архитектура. Вместе с местной администрацией они пытаются сохранить наследие. Иными словами, работает только триединая схема – общество, власть, чиновники.

Тема промышленной архитектуры была на фестивале едва ли не самой популярной. Речь шла о ее современном использовании по первоначальному назначению (то же Орехово-Зуево) и приспособлении под жилье (ТЭЦ-18 в Пскове). Примеры создания общественных пространств в сером поясе Петербурга – у всех на слуху. На фестивале был представлен новый проект на территории бывшей обувной фабрики «Скороход».

Важной частью фестиваля стала конференция КГИОП, посвященная просветительской работе с посетителями исторических садов и парков. Она состоялась в ЦПКиО, его директор Павел Селезнев рассказал о взаимоотношениях с горожанами. Недавно закон разрешил учреждению не пускать рыбаков на заповедные берега Елагина острова. Они вытаптывали газоны. Люди отнеслись к запрету с пониманием. Сейчас для Селезнева главная забота – сохранение береговой линии прудов. Она размывается, что ослабляет корни деревьев. Дуб, заставший крепостное право, упал во время недавних штормов именно по этой причине. Но средств на берегоукрепление не хватает. Другая проблема – возрастные деревья. Если вырубить 200-летние дубы – что останется от парка?! Если их сохранить, то падение дерева высотой 30 метров будет представлять угрозу для посетителей.

Андрей Федоров, заведующий филиалом «Ораниенбаум» в составе ГМЗ «Петергоф», приводил примеры необоснованных жалоб, на каждую необходимо реагировать. То один гражданин, увидев санитарную рубку, пишет, что идет планомерное уничтожение деревьев. И намекает: напротив ворот в заповедник он видел самосвал, с которого торговали дровами. То другой горожанин дополняет: недалеко от музея находится пилорама. Был вопиющий случай, когда человек передвинул строительное ограждение и сделал фото, чтобы доказать вину музея или его подрядчиков в получении ребенком травмы. Как заметил Федоров, музейщикам нужны штатные психологи. Со стороны трудно себе представить, что для жителей Ломоносова важно, чтобы слово «Ораниенбаум» в бренд-буке музея было написано крупнее, чем «Петергоф».

Дискуссия на конференции возникла также по поводу запрещающих знаков. Андрей Федоров считает, что яркие пиктограммы эффективнее текстов. По мнению Александры Куприяновой, доцента Лесотехнического университета, если человек видит с десяток запрещающих красных кружков, он уверен: здесь ему не рады. Нужно искать варианты коротких текстов, типа «мы вас ждем, у нас хорошо, но для сохранения нашего общего парка не надо лежать на траве и выгуливать собак». Что касается разъяснительной работы, то Олеся Чайникова, заместитель начальника службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф», сообщила, что музей будет убеждать публику: специалисты приняли верное решение реставрировать Верхний сад на время его расцвета – 1772 – 1774 годы, а не на более поздние времена, когда он постепенно деградировал.

Финалом фестиваля стало награждение победителей смотра-конкурса. «Золотой диплом» в номинации «Проект» получила «Студия 44» за концепцию сохранения памятников деревянной архитектуры Петербурга. В номинации «Реализованный проект» – «Литейная часть-91» за реставрацию Никольских рядов и воссоздание храма Рождества-на-Песках. «Гран-при» увезет большая команда из Татарстана за концепцию развития Казани как исторического поселения.

#архитектура #форум #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6768) от 22.09.2020 под заголовком «Трое в одной лодке реставрации».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?