В Петербурге прошел III всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие»

В Петербурге состоялся III всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». В нем приняли участие более одной тысячи специалистов. Лейтмотивом стал поиск общественного согласия в деле сохранения памятников.

В Петербурге прошел III всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

На нескольких «круглых столах» и семинарах от представителей разных регионов прозвучала простая мысль: при соблюдении охранных требований наследие доходов не принесет. Разрушающиеся памятники архитектуры, которые никто не хочет брать в аренду за символический рубль, – тому доказательство.

Где выход? В одном из докладов был приведен пример города Орехово-Зуево. Там сложилось сообщество бизнесменов, одни владеют зданиями знаменитой морозовской мануфактуры, другие – айтишники, которые знают, как находить тех, кому интересна старая промышленная архитектура. Вместе с местной администрацией они пытаются сохранить наследие. Иными словами, работает только триединая схема – общество, власть, чиновники.

Тема промышленной архитектуры была на фестивале едва ли не самой популярной. Речь шла о ее современном использовании по первоначальному назначению (то же Орехово-Зуево) и приспособлении под жилье (ТЭЦ-18 в Пскове). Примеры создания общественных пространств в сером поясе Петербурга – у всех на слуху. На фестивале был представлен новый проект на территории бывшей обувной фабрики «Скороход».

Важной частью фестиваля стала конференция КГИОП, посвященная просветительской работе с посетителями исторических садов и парков. Она состоялась в ЦПКиО, его директор Павел Селезнев рассказал о взаимоотношениях с горожанами. Недавно закон разрешил учреждению не пускать рыбаков на заповедные берега Елагина острова. Они вытаптывали газоны. Люди отнеслись к запрету с пониманием. Сейчас для Селезнева главная забота – сохранение береговой линии прудов. Она размывается, что ослабляет корни деревьев. Дуб, заставший крепостное право, упал во время недавних штормов именно по этой причине. Но средств на берегоукрепление не хватает. Другая проблема – возрастные деревья. Если вырубить 200-летние дубы – что останется от парка?! Если их сохранить, то падение дерева высотой 30 метров будет представлять угрозу для посетителей.

Андрей Федоров, заведующий филиалом «Ораниенбаум» в составе ГМЗ «Петергоф», приводил примеры необоснованных жалоб, на каждую необходимо реагировать. То один гражданин, увидев санитарную рубку, пишет, что идет планомерное уничтожение деревьев. И намекает: напротив ворот в заповедник он видел самосвал, с которого торговали дровами. То другой горожанин дополняет: недалеко от музея находится пилорама. Был вопиющий случай, когда человек передвинул строительное ограждение и сделал фото, чтобы доказать вину музея или его подрядчиков в получении ребенком травмы. Как заметил Федоров, музейщикам нужны штатные психологи. Со стороны трудно себе представить, что для жителей Ломоносова важно, чтобы слово «Ораниенбаум» в бренд-буке музея было написано крупнее, чем «Петергоф».

Дискуссия на конференции возникла также по поводу запрещающих знаков. Андрей Федоров считает, что яркие пиктограммы эффективнее текстов. По мнению Александры Куприяновой, доцента Лесотехнического университета, если человек видит с десяток запрещающих красных кружков, он уверен: здесь ему не рады. Нужно искать варианты коротких текстов, типа «мы вас ждем, у нас хорошо, но для сохранения нашего общего парка не надо лежать на траве и выгуливать собак». Что касается разъяснительной работы, то Олеся Чайникова, заместитель начальника службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф», сообщила, что музей будет убеждать публику: специалисты приняли верное решение реставрировать Верхний сад на время его расцвета – 1772 – 1774 годы, а не на более поздние времена, когда он постепенно деградировал.

Финалом фестиваля стало награждение победителей смотра-конкурса. «Золотой диплом» в номинации «Проект» получила «Студия 44» за концепцию сохранения памятников деревянной архитектуры Петербурга. В номинации «Реализованный проект» – «Литейная часть-91» за реставрацию Никольских рядов и воссоздание храма Рождества-на-Песках. «Гран-при» увезет большая команда из Татарстана за концепцию развития Казани как исторического поселения.

#архитектура #форум #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6768) от 22.09.2020 под заголовком «Трое в одной лодке реставрации».


Комментарии