В Петербурге прошел Форум уличного искусства
В Петербурге состоялся трехдневный Форум уличного искусства. Он был организован Институтом исследования стрит-арта и собрал художников, кураторов, исследователей из 14 городов России от Владивостока до Калининграда.

ФОТО pixabay
Форум прошел в смешанном формате, часть гостей выступали в пространстве «Точка кипения», остальные подключались дистанционно. Также в онлайн-формате за форумом могли наблюдать все желающие. По словам Альбины Мотор, руководителя института, основная задача форума состояла в том, чтобы создать «моментальную фотографию» уличного искусства. В сентябре-октябре сотрудники института реализовали проект «Городские прогулки». Они побывали в десяти российских городах, где с помощью местных активистов посмотрели на региональное уличное творчество.
На форуме организаторы «прогулок» показали презентацию проекта, состоялись лекции об истории стрит-арта в Архангельске, Самаре и других городах. Сильное впечатление на участников форума произвело подключение из Братска Гриши Шарова. В городе с населением более 200 тысяч человек он единственный уличный художник, работающий постоянно. Гриша показал свои «муралы» на автобусных остановках и трансформаторных будках. В августе-сентябре 2020 года он организовал фестиваль «Один за всех».
Шаров разослал просьбу уличным художникам из разных городов прислать эскизы. Потом обсудил с ними возможные места размещения и сам сделал рисунки. Гриша честно признался, что некоторые хорошие эскизы пришлось отклонить: у него не хватает умения рисовать. Но в итоге монотонные улицы Братска преобразились. И это главное.
Программа форума включала научную конференцию «Городские тексты: вербальное и невербальное», дискуссии о социальных проблемах глазами уличных художников, о региональных особенностях стрит-арта, представления игр и книг об уличном искусстве.
Финальная дискуссия называлась «Уличное искусство, власть и культурная политика». Там в очередной раз столкнулись противоположные точки зрения. Одна, и ее поддерживают многие уличные художники, состоит в том, что стрит-арт – это стихия. Санкционированные росписи в разрешенных местах – тоже хорошо, но они проходят по разряду «благоустройство территории».
Другая позиция, и у нее на форуме было не меньше сторонников, состоит в том, что государственная культурная политика включает понятие «инновационность». И это дает возможность для разговора с чиновниками. Ирина Актуганова, куратор и эксперт нескольких государственных и частных грантовых конкурсов, сообщила, что Фонд президентских грантов «не заставляет продавать душу и наступать на горло собственной песне». Кстати, сам форум проводился при поддержке двух фондов – государственного и частного.
Дина Григорьева, культуролог из Хельсинки, рассказала, что в Финляндии строго следят и сильно штрафуют за несанкционированные росписи. В то же время в последние годы местные бюджеты стали выделять средства на проведение фестивалей уличного искусства. Часть их поступает из доходов от игровых автоматов.
Наиля Аллахвердиева, руководитель музея современного искусства ПЕРММ (Пермь), и владивостокский художник Павел Шугуров говорили о необходимости создания буфера между чиновниками и художниками. По их мнению, это должно быть экспертное сообщество, хорошо знающее предмет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6801) от 09.11.2020 под заголовком «И один в поле художник».
Материалы рубрики
Борис Эйфман представил «Страсти по Мольеру» на сцене
Солнце в хрупком узоре. Открылась выставка «Витражи Петербурга»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии