В Петербурге прошел Форум уличного искусства
В Петербурге состоялся трехдневный Форум уличного искусства. Он был организован Институтом исследования стрит-арта и собрал художников, кураторов, исследователей из 14 городов России от Владивостока до Калининграда.
ФОТО pixabay
Форум прошел в смешанном формате, часть гостей выступали в пространстве «Точка кипения», остальные подключались дистанционно. Также в онлайн-формате за форумом могли наблюдать все желающие. По словам Альбины Мотор, руководителя института, основная задача форума состояла в том, чтобы создать «моментальную фотографию» уличного искусства. В сентябре-октябре сотрудники института реализовали проект «Городские прогулки». Они побывали в десяти российских городах, где с помощью местных активистов посмотрели на региональное уличное творчество.
На форуме организаторы «прогулок» показали презентацию проекта, состоялись лекции об истории стрит-арта в Архангельске, Самаре и других городах. Сильное впечатление на участников форума произвело подключение из Братска Гриши Шарова. В городе с населением более 200 тысяч человек он единственный уличный художник, работающий постоянно. Гриша показал свои «муралы» на автобусных остановках и трансформаторных будках. В августе-сентябре 2020 года он организовал фестиваль «Один за всех».
Шаров разослал просьбу уличным художникам из разных городов прислать эскизы. Потом обсудил с ними возможные места размещения и сам сделал рисунки. Гриша честно признался, что некоторые хорошие эскизы пришлось отклонить: у него не хватает умения рисовать. Но в итоге монотонные улицы Братска преобразились. И это главное.
Программа форума включала научную конференцию «Городские тексты: вербальное и невербальное», дискуссии о социальных проблемах глазами уличных художников, о региональных особенностях стрит-арта, представления игр и книг об уличном искусстве.
Финальная дискуссия называлась «Уличное искусство, власть и культурная политика». Там в очередной раз столкнулись противоположные точки зрения. Одна, и ее поддерживают многие уличные художники, состоит в том, что стрит-арт – это стихия. Санкционированные росписи в разрешенных местах – тоже хорошо, но они проходят по разряду «благоустройство территории».
Другая позиция, и у нее на форуме было не меньше сторонников, состоит в том, что государственная культурная политика включает понятие «инновационность». И это дает возможность для разговора с чиновниками. Ирина Актуганова, куратор и эксперт нескольких государственных и частных грантовых конкурсов, сообщила, что Фонд президентских грантов «не заставляет продавать душу и наступать на горло собственной песне». Кстати, сам форум проводился при поддержке двух фондов – государственного и частного.
Дина Григорьева, культуролог из Хельсинки, рассказала, что в Финляндии строго следят и сильно штрафуют за несанкционированные росписи. В то же время в последние годы местные бюджеты стали выделять средства на проведение фестивалей уличного искусства. Часть их поступает из доходов от игровых автоматов.
Наиля Аллахвердиева, руководитель музея современного искусства ПЕРММ (Пермь), и владивостокский художник Павел Шугуров говорили о необходимости создания буфера между чиновниками и художниками. По их мнению, это должно быть экспертное сообщество, хорошо знающее предмет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6801) от 09.11.2020 под заголовком «И один в поле художник».
Комментарии