2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге прошел фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva

Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva, основанный Дианой Вишневой, вот уже девятый год представляет панораму развития современного танцевального искусства, немалое внимание уделяя поддержке российских хореографов.

В Петербурге прошел фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva | Сцена из танцевального спектакля Ольги Лабовкиной «Не будите спящую собаку». / ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ предоставлено PR-службой фестиваля

Сцена из танцевального спектакля Ольги Лабовкиной «Не будите спящую собаку». / ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ предоставлено PR-службой фестиваля

В программе нынешнего Context,а отсутствовал традиционный ежегодный конкурс – вместо него публика увидела премьерные спектакли от финалистов и лауреатов прошлых лет. Каждая постановка была создана специально к фестивалю, и, несмотря на разность языков и творческих взглядов, в них был общий для всех авторов мотив – желание говорить о сложном и противоречивом окружающем мире.

Nafs («Эго») Нурбека Батуллы, как и «Бумажный человек» Павла Глухова (см. «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 от 13.09.2021), создан вне традиционного сценического пространства. Постановки Батуллы обращены к родовой памяти, национальной архаике, из недр которой хореограф извлекает созвучные современности мотивы. Таков дуэт Sak-Sok, удостоенный на прошлогоднем Context,е приза зрительских симпатий. В Nafs древняя татарская и библейская легенда об Иосифе Прекрасном и невзлюбивших его братьях превращается в ироничную и горькую историю о противостоянии брутальных бритоголовых «пацанов с района». Один из них надевал балетный костюм и взмывал ввысь прекрасным принцем, за что подвергался травле и агрессии со стороны остальных.

Впечатляющее междисциплинарное действо объединяло генерируемую в реальном времени графику (медиахудожник Денис Елагин), современную и этническую музыку (композитор Йусуф Бикчантаев), шаманское горловое пение от Сугдэра Лудупа и танец, выходящий за рамки любых стилей и направлений. В хореографической лексике элементы классики смешивались с contemporary dance, ритуальными вращениями, взрывными брейковыми соло, сопровождаемыми неистовыми перегибами корпуса и пульсирующей змееподобной пластикой рук. Несмотря на затянутость некоторых сцен, хореографу удалось создать динамичное и цельное высказывание – остросовременную притчу о жажде самоутверждения и признания, соперничестве и неприятии другого.

Проблемы коммуникации – в центре спектакля «Без имен» победителя конкурса прошлого года петербургского хореографа Эрнеста Нургали. Шесть героев постановки образуют пары, но им редко удается достичь желанного понимания. Показательны в этом плане дуэтные сцены, поставленные разнопланово и изобретательно. Вот дуэт, где партнеры танцуют синхронно, но их позы вместо ожидаемого единства излучают агрессию, отчужденность по отношению друг к другу. Вот диалог, построенный на прикосновениях и близком контакте, но тела и взгляды героев при этом направлены в разные стороны. Вот танец, в котором главная выразительная роль отдана рукам. Руки-крылья, руки-лианы, руки-стрелы, угрожающе направленные на партнера, доверчиво развернутые ладонями наружу или крепко сомкнутые на груди – хореографу удалось найти пластические метафоры для выражения контрастных эмоциональных состояний.

Название работы Анны Щеклеиной «Ренессанс 2021» отсылает к диалогу двух эпох – Возрождения и современности. Сооснователь екатеринбургской компании Zonk,a (совместно с Александром Фроловым), лауреат «Золотой маски», Щеклеина в центр своих спектаклей ставит тело как зеркало личного и социального опыта. Ее «Ренессанс 2021» – гимн телесному и интеллектуальному раскрепощению, витальной энергии человеческого существования. Герои спектакля существуют словно в разных временных измерениях. Уверенные, горделивые, они вышагивают подобно богам, сошедшим с Олимпа. Однако в следующее же мгновение их атлетичные тела застывают в гипертрофированно сексуальных, манерных позах, напоминая инстаграм-моделей и звезд глянца.

«Не будите спящую собаку» Ольги Лабовкиной (победитель конкурса молодых хореографов 2017 года) – редкий для современного танца спектакль по мотивам литературного первоисточника. Хореографу вместе с артистами удалось создать авторское произведение, инспирированное пьесой «Опасный поворот» Джона Пристли. В спектакле отсутствует связная история, но прослеживаются метаморфозы отношений – темных страстей, подавленных желаний, разочарований, тихо дремлющих под масками благопристойности. В финале упорядоченная геометрия начальных сцен разрушается, и мы видим покосившийся мир – разбросанную повсюду мебель и мечущихся героев. Внешний хаос становится метафорой внутреннего состояния – столь же дискомфортного и опустошенного.

Российская программа Context,а подарила радость встречи не только с новыми работами самобытных авторов, но и с танцевальными труппами, редко доезжающими до Петербурга. Среди них – театр танца «Дорога из города» (Казань), компания современного танца Воронежского камерного театра, балетная труппа Башкирского театра оперы и балета. Каждая продемонстрировала завидную слаженность, открытость эксперименту и умение справляться со сложнейшими образными и лексическими задачами.


#фестиваль #танцы #хореография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7040) от 28.10.2021 под заголовком «Танцуя современность».


Комментарии