В Михайловском замке открылась выставка к 200-летию со дня рождения Достоевского

Выставку, приуроченную к 200-летию со дня рождения Достоевского, Русский музей открыл в Михайловском замке, с которым связаны годы учебы писателя в Инженерном училище. Четыре зала вместили более ста работ из собрания музея.

В Михайловском замке открылась выставка к 200-летию со дня рождения Достоевского | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как говорит куратор Микаел Давтян, выставка не претендует на раскрытие феномена Достоевского во всей его полноте и сложности. Ее идея проста и понятна – показать отражение его образа и произведений в изобразительном искусстве.

Русский музей хранит живописные, графические и скульптурные произведения, связанные с именем писателя. Большая часть материала оказалась в музее в связи со 150-летием Достоевского, отмечавшимся в 1971 году. Вокруг этой даты создавались циклы иллюстраций, творческие интерпретации, портреты... Материала много, нечасто возникал повод его показать.

Достоевский давно стал визуальным брендом нашего города, который используется по-разному. Выставка спокойная, актуального искусства публика не увидит. Условно ее можно разделить так: портреты самого писателя, иллюстрации к его произведениям и к театральным постановкам на их основе. Организаторы не стали придерживаться хронологической последовательности, чтобы сделать выставку интересной визуально. В нее вошли работы как известных мастеров, так и совсем незнакомых публике, разного времени – от XIX века до, можно сказать, сегодняшнего дня.

Самый ранний скульптурный портрет Достоевского – бюст, созданный Леопольдом Бернштамом в 1881 году. Автор собирался сделать его при жизни писателя, но не успел. Он снял посмертную маску, использовал ее в работе, за которую получил большую серебряную медаль Академии художеств. За изображение Достоевского не раз брался Сергей Коненков. Самым известным стал портрет, получивший «Гран-при» на выставке в Брюсселе 1958 года. Из живописных работ бросается в глаза большая картина Гелия Коржева «Федор Достоевский на каторге», написанная в начале 1990-х.

Самый значительный раздел выставки – иллюстрации к произведениям писателя. Они не ограничены форматом книги. Есть иллюстрации, по каким-то причинам не изданные, созданные по мотивам произведений или навеянные образами литературных героев...

Самые знаменитые – рисунки Мстислава Добужинского к повести «Белые ночи», выпущенной издательством «Аквилон» в 1923 году. Иллюстрации и предваряющие их наброски к повести «Игрок» Николай Алексеев создал примерно в то же время. Спустя почти полстолетия за оформление романа «Идиот» художник Виталий Горяев получил высшую золотую медаль Лейпцигской книжной ярмарки.

Произведения Достоевского иллюстрировали Виктор Вильнер, Михаил Шемякин, Илья Глазунов...

Третий раздел выставки небольшой. Это эскизы театральных костюмов и декораций Александра Бенуа к пьесе по мотивам романа «Идиот», эскизы декораций к спектаклю «Братья Карамазовы» Кузьмы Петрова-Водкина. В состав выставки вошли и рисунки к театральным декорациям Мстислава Добужинского для постановки «Николая Ставрогина» на сцене Московского художественного театра 1913 года.

Один из примеров того, что публика видит впервые – триптих художника Михаила Махова «Посвящение Достоевскому». Три больших резных деревянных панно в музее полвека, но повода показать их не представлялось. Об авторе мало информации. Художник ушел молодым, не исключено, покончил с собой. Наследие разошлось по музейным собраниям. Триптих попал в Русский музей.

Выставку дополняют гравюры середины XIX века Карла Беггрова и Александра Брюллова и иллюстрированные издания Достоевского из сектора редкой книги Русского музея.


#музей #выставка #Достоевский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7040) от 28.10.2021 под заголовком «Посвящение Достоевскому».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?