В Петербурге прошел фестиваль Art Weekend

Первой выставкой в новом пространстве Музея городской скульптуры, неожиданным проектом студентов Академии имени А. Штиглица при поддержке КГИОП, показом «бумажных» (в смысле – нереализуемых) объектов и еще многими интересными событиями был отмечен петербургский фестиваль Art Weekend.

В Петербурге прошел фестиваль Art Weekend | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Культурные выходные» существуют в разных городах и странах. Их идея состоит в том, что раз в год музеи, галереи и выставочные центры, государственные и частные, большие и скромные, опытные и только начинающие, приглашают публику на встречи с художниками, кураторами, галеристами.

Лет десять назад в Петербурге состоялись первые «уик-энды». Тогда инициативные люди собирали зрителей, которым интересно современное искусство, но нет времени бегать по вернисажам, и за день показывали им несколько лучших, на их взгляд, мест.

Три года назад формат изменился. Art Weekend стал частью Кураторского форума, который поддержан Фондом президентских грантов и городскими властями. Теперь публика может выбирать – два дня слушать умные разговоры профи или отправиться в путешествие по культурным точкам. В 2021 году их на карте фестиваля рекордное количество – 56.

В доме № 19 по Невскому проспекту в помещениях, недавно переданных Музею городской скульптуры (там еще предстоит ремонт после парфюмерного магазина), состоялась выставка «5 х 5 х 5». Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Наталия Яблонская, куратор выставки и будущего пространства, «три пятерки» – это пять окон по фасаду дома, пять приглашенных художников и пять основных тем, которыми занимается музей.

«Чернореченские львы» Антонины Фатхуллиной сварены из арматуры, это высказывание на тему городских монументов, которых много в историческом центре и почти нет на окраинах. «Этика пыли» Алины Кугуш – мраморные плиты, на которых золой изображен человек в позе усталости. Они – про некрополи, размышление автора о том, что превращается в прах, а что остается. Фарфоровые «Курьеры» Артема Максимова отражают тему «здесь и сейчас». Курьер с коробом-рюкзаком стал символом пандемического времени. «Бюст» Петра Дьякова – опыт станковой скульптуры, которую музей исследует и собирает. Объект «Магия и счастье» Екатерины Соколовской из бетона и золы задает вопрос, достижимо ли счастье в погоне за успехом. Это не скульптура вообще, но такие произведения также предмет музейного интереса.

В Музее Академии Штиглица состоялась выставка «Субкультурный ландшафт». Здесь пояснения нам давал Кирилл Спассков, заведующий кафедрой художественной обработки металла, сокуратор выставки. Сначала 20 студентов, отобранных по портфолио, прогулялись вместе с сотрудниками КГИОП по Литейному проспекту, улицам Чайковского и Моховой, другим окрестностям академии в поисках мест для установки своих объектов. Потом для студентов провел мастер-класс по паблик-арту Покрас Лампас, известный уличный художник.

Выставка представляла собой реальную творческую лабораторию – большой стол, где студенты разложили свои эскизы, фотографии, тексты, продолжая с ними работать. Дуэт Милена Стрелкова – Михаил Першко предложил установить во дворе на Моховой, 26, «Гнездо мотылька» из металла и стекла как образ хрупкости и трепетности жизни. Наташа Семенова придумала, как разместить на строительной сетке одного из ремонтируемых домов «Обои» – рисунок старых обоев с прикрепленными к ним фото и записками. Как знак обыденной жизни и памяти, которая не должна исчезнуть после завершения ремонта. Вадим Красюков заметил, что строительная сетка дома на углу Моховой и Чайковского похожа на нотный стан. И нарисовал на ней ноты баллады Томского про три карты из оперы «Пиковая дама».

«Субкультурный ландшафт» только начинается. В декабре на новой выставке студенты покажут модели. По ним эксперты отберут одну – три для реализации в городском пространстве.

Музей стрит-арта на полтора месяца открыл выставку «Критикуя, предлагай». Это та самая «бумажная» скульптура, поскольку предназначена для такого места в Москве, которое уже занято. Но работы 18 художников – повод поразмышлять, что уместно в общественных пространствах. Москвичка Марина Саанишвили предложила светящуюся башню высотой 7 метров, петербуржец Сергей Карев – кованый капустный кочан, уфимец Айдар Бекчинтаев – образец «жэк-арта», хрюшку или лебедя, какими украшают жэковские детские площадки.

Одна петербургская онлайн-галерея в дни «уик-энда» открыла физическое пространство. По словам галеристки Эльвиры Прохоровой, хочется не только торговать искусством, но и делать выставочные проекты. Некоторые участники «уик-энда», с которыми мне удалось поговорить, скептически смотрят на идею «возвращения из онлайна». А один известный петербургский художник поколения 40+ сказал, что и выставки современного искусства – устаревший формат. Произведения должны появляться неожиданно в непривычных местах.


#культура #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7033) от 19.10.2021 под заголовком «Искусство без предупреждения».


Комментарии