Один день и вся жизнь. В прокат вышел фильм «Иван Денисович»

На экранах кинотеатров – новый фильм режиссера Глеба Панфилова «Иван Денисович», поставленный по мотивам повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Один день и вся жизнь. В прокат вышел фильм «Иван Денисович» | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Это не первое обращение классика отечественного кино к прозе лауреата Нобелевской премии. В 2006 году мы увидели телесериал Панфилова «В круге первом», в основу которого был положен одноименный роман того же автора. 15 лет назад Панфилов создал версию, очень близкую по смыслу к тому, о чем хотел рассказать читателям Александр Солженицын.

Нынешние отношения нового фильма и его литературной первоосновы показались более сложными и драматичными. Повесть Солженицына, опубликованная впервые 60 лет назад, считается одним из самых ярких антисталинских произведений отечественной словесности. Однако похоже, что Глеб Анатольевич Панфилов намеренно отклонился от сохранения структуры повести, расширив пространство рассказа о судьбе главного героя за пределы лагеря для политических заключенных. Обозначив момент пребывания Ивана Денисовича Шухова в лагере в 1951 году под номером Щ-854, режиссер возвращается к началу истории о том, как русский крестьянин отправился защищать Родину, совершил геройский поступок, попал в плен, а затем чудом из него спасся. И попался в руки особистов, которые и «впаяли» ему десять лет за то, что якобы сдался в немецкий плен.

Жизнь Ивана Денисовича переламывается на две половины – до лагеря и в лагере. Это ощущение усиливается высветленными военными сценами (оператор Михаил Агранович) и затемненными по большей части эпизодами лагерной жизни (оператор Михаил Хасая). Лагерь, в котором оказался Шухов, кажется не таким уж страшным. Если перед этим не читать «Архипелаг ГУЛАГ» того же автора.

В лагере идет размеренная, со своими правилами, порядками и ритуалами жизнь политических заключенных. И среди этой толпы мы отчетливо различаем Шухова. Эту роль Филипп Янковский сыграл на пределе своих физических и психологических возможностей. Веришь, что перед тобой простой русский крестьянин. В этом выборе Панфилова – главная удача картины, рассказывающей о том, как судьба определила жизнь человека на трагическом изломе времени. Судьба уготовила ему страшные испытания, но он противостоит ее ударам, потому что дома, в мире за колючей проволокой его ждут дочки, отданные в детский дом после смерти жены.

Параллели со знаменитым рассказом Михаила Шолохова «Судьба человека» и киноверсией Сергея Бондарчука слишком очевидны, чтобы их можно было бы не заметить. Только вместо трагедии фашистского концлагеря в фильме Панфилова – советский лагерь для тех, кого посчитали «врагами народа».

Ужас в «Иване Денисовиче» рождается не от деталей и подробностей лагерного быта, даже не от физических страданий и испытаний, а от того, как переживает каждый из зэков свою судьбу и тот срок, который отсчитал ему сталинский закон. Ивану Денисовичу осталось сидеть всего 10 суток – из 10 лет отсидки за преступление, которого он не совершал. И в этот самый момент героя отправляют в карцер за то, что он заступился за тяжело больного товарища по бараку...

Судьба вновь испытывает Ивана Денисовича, и это уже далеко от сюжета повести-первоисточника. Одна реплика лагерного начальника внушает надежду зрителям на разрешение тяжелой ситуации: в карцер обычно отправляли на 10 суток, но заключенному Щ-854 определили наказание сроком на одни сутки меньше... Так зритель получает возможность верить, что на десятый день герой все же выйдет за ворота лагеря.

Глеб Панфилов не щадит зрителей, показывая ужас существования героя в каменном мешке. Невидимая рука из-за двери камеры бросает Шухову телогрейку и шапку. И он обращает благодарные слова невидимой силе, которая откуда-то сверху оберегает его жизнь, разворачивая его судьбу в направлении возможного счастья. Далее – титр с названием фильма. И вдруг на экране появляется фотография главного героя в окружении дочерей и внучки.

Режиссер закончил свою повесть об Иване Денисовиче именно так, напомнив о гуманистической традиции русского кино: рассказывать о судьбе человека, оставляя ему и нам вместе с ним надежду на то, что жизнь продолжится. Может быть, она будет долгой и счастливой. Но это уже совсем другая история.

Мы увидели тот фильм, который только и мог сотворить 87-летний режиссер, проживающий долгую и счастливую жизнь в искусстве. Не заигрывая с темой, игнорируя конъюнктуру, осторожно, словно по минному полю, обходя политические «мины», заложенные в литературном первоисточнике, Глеб Анатольевич Панфилов вывел свою киноповесть на уровень традиционного рассказа о том, что всегда волновало режиссеров его поколения. Это жизнь и судьба простого человека на переломе времени, порою совершенно беспощадном.


#кино #фильм #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7032) от 18.10.2021 под заголовком «Один день и вся жизнь».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?