В Петербурге проходит ежегодный осенний Форум малых музеев
Форум — это вовсе не съезд музейных работников, как можно было бы подумать. Это своего рода дни открытых дверей, когда не самые известные в нашем городе музеи, действующие на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, учреждениях, в вузах, библиотеках, предлагают для гостей специальные программы — экскурсии, мастер-классы, квесты.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Для одних участников это реальный шанс расширить свою аудиторию и получить обратную связь, для других — сделать из инициативного проекта нечто постоянное. А для горожан — возможность открыть для себя новые адреса.
Темы фестиваля в нынешнем году — «Семья» и «320‑летие Санкт-Петербурга». По условиям форума, в один из его дней музей пускает гостей бесплатно или, если нет такой возможности, по льготным ценам. Организует форум, как обычно, Общегородской центр по теории и практике музейного дела, действующий в мемориальном музее «Разночинный Петербург».
— Если в первом форуме, состоявшемся тринадцать лет назад, участвовали полтора десятка музеев, то сейчас их уже больше восьмидесяти. Речь не столько собственно о музеях, сколько о библиотечных, культурных комплексах, даже церковных приходах, — говорит куратор проекта Ирина Романенко.
В нынешнем году участников на дюжину больше, чем было в прошлом. География охватывает не только Петербург, но и Ленинградскую область. В частности, среди участников — Гатчинский музей истории военной авиации, Киришский историко-краеведческий музей, Домик няни А. С. Пушкина в Кобрине, Сосновоборский городской музей…
Впервые в форуме участвует петербургский Музей морских узлов, созданный яхтсменами-энтузиастами. Он расположен в доме № 2 по Петровской набережной. Каждый день здесь будут рассказывать об истории узлов и учить их вязать. Посетители узнают, какие морские узлы отличали российский парусный флот, где размещался первый петербургский порт и каким образом измеряется скорость на море. Также впервые участником форума стала интерактивная площадка «Играй, театр!» — музей театральной школы Зиновия Корогодского.
Ознакомиться с программой форума можно на его официальном сайте https://kartaforum.ru/. Разумеется, за отведенные дни (форум продлится по 10 октября) едва ли удастся посетить все заявленные в программе музеи. Каждый выбирает для себя то, что ему больше по душе. И лента форума в соцсетях переполнена эмоциями.
«Очень понравилось в музее «Комната нашего детства» на Малой Посадской улице. Очень уютный музей, в котором погружаешься в детство, когда рассматриваешь собранные там игрушки. Узнали много нового об игрушках разных времен — спасибо актерам театра «Алые паруса»… Смешно, забавно — профессионально!!!» — такова оценка Марины Чаплянской.
«Уже удалось посетить семь музеев, — пишет Ирина Кузнецова. — Открыли для себя поистине уникальные и составили свой список, основанный на силе впечатлений. На первом месте — «Ленфильм», инсталляция «Пропавшие в кинохронике» — что‑то потрясающее. Разрыв души, еле сдерживала слезы в каждом зале. Даже мой муж, довольно скупой на эмоции, был потрясен… На втором месте — педагогический музей на улице Ломоносова. Неожиданное сокровище, великолепная экскурсия Светланы Валентиновны Подгорновой, на которой мы, взрослые люди, стояли полтора часа как завороженные…».
«Сегодня посетили музей гимназии № 416 имени Веры Павловой в Петродворце. Замечательный музей и хранительница музея. Нас было всего двое, но она все равно уделила нам время. Очень интересно, и хочется вернуться еще раз в такие гостеприимные стены», — это отклик Оксаны Смирновой.
«Была в СПбГМУ в «Анатомическом Эрмитаже». Очень понравились студенты — вежливые, воспитанные, симпатичные. За будущее российской медицины я спокойна. Спасибо, форум!» — благодарит Елена Альбинская.
Что же касается моих личных пристрастий, то мне было весьма любопытно посетить расположенный на проспекте Обуховской Обороны Музей истории Пролетарского завода — преемника Александровского чугунолитейного. Предприятие известно тем, что изготавливало как крупный декор для Петербурга, например, украшение арки Главного штаба, решетку вокруг Смольного собора, так и мелкий — солдатиков для наследника престола, будущего императора Александра II…
— На здании нет таблички, сообщающей, что здесь находится музей, однако мы не остаемся без посетителей. Про нас узнают в социальных сетях, через сарафанное радио, — рассказывает руководитель музея Полина Кривская. — Кстати, в дни нынешнего форума мы отметили свое 55‑летие.
Среди экспонатов музея неизменно вызывает интерес модель первой в России цельнометаллической подводной лодки, сконструированной инженер-генералом Российской империи Карлом Шильдером в 1830‑е годы. Над корпусом — две башни, руль — в виде рыбьего хвоста, на носу — нечто вроде острого копья. Ни дать ни взять — субмарина легендарного капитана Немо…
Строительство подводной лодки осуществлялось на судоверфи Александровского завода с марта по май 1834 года. В присутствии императора Николая I с нее впервые в мировой истории был осуществлен ракетный залп из‑под воды. Произошло это на Неве — на сороковой версте по Шлиссельбургской дороге. Чем не повод для гордости за отечественные достижения?
Заветная мечта Полины Борисовны — чтобы для музея приспособили старинную заводскую водонапорную башню, построенную в конце XIX века. Сейчас этот замечательный памятник промышленной архитектуры пустует и требует реставрации. Спрашиваю: будет ли востребован такой музей, многих ли увлечет история производства?
— На самом деле тех, кому по‑настоящему интересно индустриальное прошлое бывшей столицы Российской империи, немало, — считает Кривская. — И это вовсе не только люди пенсионного возраста. Среди нынешних посетителей нашего музея много молодежи — учащихся ближайших школ, а также студентов Государственного морского технического университета, бывшего Ленинградского кораблестроительного института, которые проходят практику на заводе. Да и благодаря форуму малых музеев, в котором мы участвуем каждый год, круг наших посетителей тоже неизменно ширится.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7515) от 04.10.2023 под заголовком «Заявка на признание».
Комментарии