В Петербурге продолжается первый фестиваль «Наука на Стрелке»

Он посвящен популяризации научных знаний среди детей и молодежи. В фестивале участвуют шесть институтов и музеев РАН, расположенных неподалеку от Стрелки Васильевского острова (отсюда и название фестиваля). После открытых для всех желающих занятий в лабораториях, семинаров и лекций ученых наступила пора выставок.

В Петербурге продолжается первый фестиваль «Наука на Стрелке» | Так выглядят звуки Стрелки Васильевского острова./ФОТО АВТОРА

Так выглядят звуки Стрелки Васильевского острова./ФОТО АВТОРА

Центральным проектом выставочной программы стал «Странствующий голубь», который расположился в Зоологическом музее РАН (Университетская набережная, 1), на хорах знаменитого Китового зала. По словам Милены Третьяковой, замдиректора Зоологического института РАН по музейной работе, сотрудники поставили перед собой задачу сделать так, чтобы посещение научного музея стало для посетителей таким же эмоциональным переживанием, как знакомство с художественным музеем. Основными темами выставки стали: происхождение и разнообразие птиц, обитавших и обитающих на Земле, загрязнение планеты пластиковыми отходами, а также рассказ о научном волонтерстве — наблюдениях за редкими видами животных, обитающих в Петербурге и Ленинградской области (последний раздел создан совместно с Ленинградским зоопарком).

«Эпиграфом» к нему как раз и стало чучело того самого странствующего голубя. Эта птица — наглядный пример того, как охотники за несколько десятилетий полностью уничтожили один из самых массовых видов диких птиц, обитавших в Северной Америке. В XVIII веке их насчитывались несколько миллиардов. В начале XX века последний представитель этого вида умер в зоопарке. Рядом — чучело бескрылой гагарки, похожей на пингвина. Эти птицы обитали на островах Северной Атлантики и питались рыбой. По свидетельствам орнитологов начала XIX века, колонии гагарок были обширны. Но уже в 1840‑х годах в погоне за легкой добычей мяса и пуха (птиц можно было поймать буквально голыми руками) человек полностью истребил этот вид.

Посетители ознакомятся с представлениями современной науки о том, что предками птиц были динозавры, а среди современной фауны родственниками пернатых являются крокодилы. Чтобы динозавр смог взлететь, понадобились миллионы лет эволюционного развития.

Ученые не скрывают, что милые домашние кошки, которых развозили по миру в целях борьбы с грызунами, одичав и не имея естественных врагов, уничтожили 87 видов птиц.

Трогательное гнездо лысухи, построенное с помощью пластика и привезенное учеными из Ленинградской области, не должно заслонять проблему: часто пластик имеет запах пищи, который обманывает птиц.

Еще один фестивальный адрес — совершенно новый для выставочных пространств Петербурга. Это фойе Института физиологии им. И. П. Павлова РАН (набережная Макарова, 6). Там работает выставка «Выбор носителя». Как рассказала ее куратор Ирина Актуганова, начальник отдела научной коммуникации института, идея проекта состояла в том, чтобы с помощью рисунков, керамики, вышивки и других традиционных средств раскрыть суть современных исследований физиологов (сейчас в науке обычно используются электронные носители).

Отвечая духу «Науки на Стрелке» как фестиваля-популяризатора, небольшие исследования вместе с учеными ИФ РАН и приглашенными художниками проводили все желающие. Занятия записывались на видео и завершались обсуждениями, на которых создавалась концепция выставки. В итоге, получился «народный art@science», состоящий из четырех инсталляций.

Итогом изучения записей звуков улицы и их восприятия участниками эксперимента стали ваза из бетона «Шум Стрелки» и «Ковер — шумовая карта» с цветным узором, созданные художницей Анной Мартыненко. На основе записей электрического сигнала, порождаемого мышечной активностью танцоров (электромиограммы), Тамара Крисанова создала костюм с вышивкой. Узор индивидуален, его можно считать портретом танцора.

Участники фестиваля, исследовавшие под микроскопом нейроклетки грызунов и кошачьих, фиксировали увиденное карандашом на бумаге. По этим изображениям группа во главе с Варварой Семеновой, физиологом и художницей, создала ткани с «молекулярными» набойками и керамические панно. Наконец, Анна Левина, также физиолог и художница, вышила бисерное панно по результатам опытов с генами пчел, которые отвечают за механизмы памяти.

Для детской аудитории в Цент­ральном музее почвоведения им. В. В. Докучаева работает выставка «Асфальт и пластик против почвы». Зритель попадет в «подземелье», где можно увидеть, из чего состояла почва Петербурга 300 лет назад и как она выглядит сейчас. Контраст разительный: землю заменили трубы.


#фестиваль #выставки #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7539) от 08.11.2023 под заголовком «Кто был предком воробья».


Комментарии