В Петербурге впервые состоялся фестиваль современной музыки «Петербургские дожди»

По задумке организаторов он стал наследником некогда популярной «Ленинградской музыкальной весны». На восьми концертах было представлено творчество композиторов нашего города.

В Петербурге впервые состоялся фестиваль современной музыки «Петербургские дожди» | ФОТО Веры Безруковой/предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО Веры Безруковой/предоставлено организаторами фестиваля

Не секрет, что современной музыке нелегко пробиться к слушателю, а композитору — добиться исполнения своих произведений. Новый музыкальный форум призван привлечь внимание к композиторским именам, ознакомить с новыми стилями и жанрами. Как сказал художественный руководитель фестиваля, заведующий кафедрой специальной композиции и импровизации Санкт-Петербургской консерватории Антон Танонов, композиторы разных жанров и направлений получили возможность высказаться на своем музыкальном языке. Для Танонова, год назад избранного на пост председателя Союза композиторов Санкт-Петербурга, «Петербургские дожди» стали первым знаковым проектом на новом посту.

Открытие прошло в Капелле, где были исполнены сочинения крупной формы: концертная фантазия для кларнета и симфонического оркестра Леонида Резетдинова «Заклятие солнца» и ЧЕХОВЪ — симфония Александра Радвиловича в исполнении международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова. Среди четырех концертов, прошедших в Дубовом зале Дома композиторов (вход на них был свободный), один выделялся нетрадиционным форматом питчинга. Так называется практика краткого представления проектов перед продюсерами. На этом музыкальном питчинге можно было увидеть балет, фрагменты мюзикла и двух опер в сценическом воплощении — в костюмах и с режиссурой.

«День чиновника» Антона Танонова, монобалет для танцора и кларнета, был представлен целиком в силу его краткости, так что, можно сказать, это была полноценная мировая премьера. Балет получился сатирическим. На сцене был не чиновник, а очаровательная и стильная чиновница (Алена Лапина — на снимке сверху), мужской костюм делал героиню лишенной примет пола и возраста. Восемь частей представляли фрагменты дня от «Будильника» и «Дресс-кода» до светского мероприятия в финале. День, заполненный формой, лишенный живого содержания. Этот чиновник равнодушен к рассматриваемым делам: он складывает и пускает самолетики из бумаг, единственное, что его интересует, — это потребности тела, поэтому настоящее оживление наступает только во время «бизнес-ланча». Музыкально «День» представлен лишь голосом кларнета (Александр Захаренко).

Юмор на злобу дня присутствовал в мюзикле молодого композитора Александры Петровой «Консерватория» (на снимке снизу). Даже простых петербургских любителей музыки беспокоит затянувшийся ремонт Консерватории, что уж говорить о музыкантах. Сюжет мюзикла как раз и связан с ремонтом и переселением Консерватории. Главный герой — тубист Гоша (Илья Точилкин). Туба — это самый низкий медный духовой инструмент симфонического оркест­ра, а самое большое количество анекдотов среди музыкантов ходит как раз о духовиках. Но и другие персонажи мюзикла были забавны. Мелодии не выглядели очень оригинальными, но были мелодичны и просты, а постановка Бориса Малевского охватила все пространство зала и напомнила музыкальный капустник.

Питчинг2.jpg

ФОТО Веры Безруковой/предоставлено организаторами фестиваля


Решенном в совершенно другом ключе оказалось произведение Евгения Петрова — опера «Романтики» по ранней пьесе Эдмона Ростана. Были представлены лишь две сцены из оперы, возможно, еще не законченного произведения. По-видимому, именно этот отрывок когда‑то отмечал и Сергей Слонимский, писавший о мелодической рельефности и характерности музыки Петрова. Мы услышали дуэт двух главных героев Сильветы (Марья Черникова) и Персине (Никита Черников), а также объяснение Персине с отцом Бергаменом (Михаил Толпышев). По своему музыкальному языку опера возвращает слушателя во времена Ростана и Петра Иьича Чайковского, но герои обрисованы ярко и живо, с легкой иронией.

Завершила вечер опера Светланы Нестеровой «Горшочек счас­тья», написанная в 2018 году. К сожалению, хотя программка и обещала исполнение одноактной оперы целиком, да еще и при участии известной Дарьи Росицкой, дело ограничилось фрагментом — дуэтом Мужа (Сергей Ваганов) и Жены (Любовь Райская). Сказочный сюжет предстает в современном ключе, герои — в халатах и пижамах, а отсылки к известным цитатам классического наследия становятся элементом иронии. Светлана Нестерова — ученица Бориса Тищенко, уже сложившийся известный не только в нашем городе композитор со своей узнаваемой интонацией. Ее оперы звучали на сценах Мариинского театра («Тяжба» под управлением Валерия Гергиева) и Большого зала Санкт-Петербургской филармонии («Поди туда — не знаю куда» под управлением Владимира Беглецова). «Горшочек счастья», безусловно, заслуживает исполнения на театральной сцене целиком и не в камерной, а в оригинальной версии.

Выступая перед концертом, Антон Танонов сказал, что сам формат питчинга предполагает представление новых произведений продюсерам и что представители театров сидят в зале. Не знаю, как продюсерам, а публике (зал, кажется, даже не вместил всех желающих) концерт, прошедший очень живо, понравился.


#музыка #фестиваль #композиторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7539) от 08.11.2023 под заголовком «Музыкальная осень».


Комментарии