В Петербурге представили авторскую рабочую картотеку по истории балета

В Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке (ул. Зодчего Росси, 2) широкой публике впервые представили авторскую рабочую картотеку по истории балета, подготовленную Любовью Дмитриевной Блок.

В Петербурге представили авторскую рабочую картотеку по истории балета | ФОТО автора

ФОТО автора

Мало кто представляет себе, что «Прекрасная Дама» Александра Блока, жена поэта, была не только талантливой актрисой, но еще и неутомимой исследовательницей истории балета, — говорит Ольга Мокина, заведующая отделом справочной и научно-библиографи­ческой работы. — Более того, она нашла свое призвание уже в весьма зрелом возрасте, став автором фундаментального труда «Возникновение и развитие техники класси­ческого танца».

Может показаться, что, создавая справочный аппарат, Любовь Дмит­риевна пыталась объять необъятное. Около пяти тысяч карточек! Такой объем информации по этой теме никто прежде не собирал.

Материалы по истории и теории балета от XV века и до 1917 года — карточки со ссылками на книги и статьи на иностранных языках, главным образом на французском. Хронологический указатель балетов XVIII — начала XIX века, указатель авторов балетов (либреттис­тов, постановщиков, композиторов), а также названий постановок. Репертуары балетов Мариинского театра с 1900-го по 1917 год и московского Большого театра до 1913 года, а также указатель российских и зарубежных артистов балета конца XIX — начала XX века на русском и иностранных языках.

Среди карточек сотрудники биб­лиотеки обнаружили даже случайно оказавшееся там читательское требование в Публичную библиотеку с подписью Любови Блок. Дата — май 1939 года, то есть всего за несколько месяцев до ее кончины. Речь о книге на немецком языке.

Увы, в биографической литературе практически нет упоминаний о том, как Любовь Блок работала над балетной картотекой. Она до сих пор известна чрезвычайно узкому кругу специалистов, но даже они не смогли ее досконально ­изучить, — говорит Мокина. — Для ученых это вообще неоцененный материал. Мы очень надеемся, что, если об этом справочном аппарате будет известно как можно шире, он получит свое второе рождение…

Занимаясь исследованиями, Любовь Блок разыскивала изображения балетных представлений и танцовщиков разных эпох. В собрании архивных документов Театральной библиотеки уцелел любопытный документ, свидетельствующий о технологии поисков. Это письмо 1934 года из музея «Дворец Монбижу» в Берлине, адресованное Любови Блок. Ныне дворца не существует: он пострадал во время войны и впоследствии не был восстановлен.

Блок разыскивала портрет известной танцовщицы XVIII века Барбары Кампанини — фаворитки прусского императора Фридриха II. Она полагала, что автором изображения был знаменитый художник Антуан Пэн. Из музея ей ответили, что изображения Кампанини работы именно этого живописца нет, и прислали каталог выставки Пэна, которая незадолго до того состоялась в Берлине…

Еще одна реликвия библиотеки — двухтомный макет книги по истории балетной драматургии XVIII — XX веков. Любовь Дмитриевна готовила для этого издания истори­ческие справки о сценической судьбе постановок и переводы некоторых балетных сценариев. Когда ее не стало, труд завершили другие исследователи. Автором-составителем книги и автором многих помещенных в нее статей стал искусствовед Юрий Слонимский.

Листы книги были отпечатаны в июне-июле 1941 года, но тираж не был сброшюрован и почти весь погиб во время блокады. Впоследствии из уцелевших лис­тов удалось собрать несколько экземпляров. После войны книгу планировали издать, вносили правку, но публикации так и не случилось.

В результате многие открытия, сделанные Любовью Дмитриевной, не дошли до широкого читателя. Многие ее замыслы остались нереализованными, — говорит заведующая сектором архивных документов Татьяна Синельникова.

Между прочим, отношения между Юрием Слонимским и Любовью Блок были весьма непростыми. Слонимский называл Любовь Дмит­риевну своим учителем, а та достаточно строго относилась к своему ученику. В библиотеке сохранилась его книга 1937 года «Мастера балета» с дарственной надписью, посвященной Любови Блок.

Эмоциональные заметки на полях свидетельствуют, с каким вниманием и пристрастием она изучала этот труд, — поясняет Синельникова. — Особенно внимательно Любовь Дмитриевна читала раздел, посвященный знаменитому балетмейстеру Дидло, поскольку сама готовила книгу о нем. И оставила пометки: «ха-ха-ха!», «неправда», «неужели?»… Такое впечатление, что внутри у нее все кипело, она была не согласна со многим из того, что написал автор…


#выставка #библиотека #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7086) от 12.01.2022 под заголовком «Картотека «Прекрасной Дамы»».


Комментарии