В Инженерном доме открылась выставка «Ленинградское детство. 1920 — 1980-е»

В Инженерном доме Петропавловской крепости открыта выставка «Ленинградское детство. 1920 — 1980-е». Там можно поиграть в настольные игры, принять участие в скачках на нарисованном ипподроме, представить себя зайцем, ускользающим от серого волка, просто покатать по залу яркий мяч…

В Инженерном доме открылась выставка «Ленинградское детство. 1920 — 1980-е» | ФОТО предоставлено пресс-службой Музея истории города

ФОТО предоставлено пресс-службой Музея истории города

Детские комнаты разных лет, школьный класс, игровая площадка (реконструкции получились уютными и очень живыми) позволяют убедиться, что во все времена девочки укладывали кукол в кроватки, готовили обеды на игрушечной плите и приглашали подруг на чаепитие. А мальчики мастерили кораблики и отправляли солдатиков (оловянных или пластиковых — не суть важно) в бой.

Можно вспомнить хорошие книжки (многие из них переиздают и сегодня): детские стихи Хармса, Чуковского, Маршака, «Республику ШКИД» Белых и Пантелеева. А ­кое-что даже почитать. Например, «книжку для Маринок любого возраста» или историю о «веселой двухголовке». Они были придуманы и изданы в Ленинграде в 1930-х годах.

На этой выставке много забавных, познавательных, веселых игрушек, подробностей, трогательных и даже героических историй. Но все это только один из слоев, смыслов.

Как рассказывает куратор Тамара Ковалева, экспозиция, над которой музей работал больше года, не только про детей и не только для детей (хотя им, конечно, будет тут и весело, и интересно). Она — про историю нашей страны, нашего города. Но на этот раз сотрудники Музея истории Петербурга предлагают посмотреть на нее через призму детских игр и уроков, обучения и воспитания.

«Не обижай беспризорных, не смейся над ними. Расскажи беспризорным о школе. Приведи их в школу», — записывали в тетрадь школьники 1920-х. «Дети — наше будущее, наше счастье», — гласили плакаты тех лет. «Больше самостоятельности, больше творчества!» — ждали от детей в страшном 1937-м.

Без названия.png
ФОТО предоставлено пресс-службой Музея истории города

Дети блокадного Ленинграда помогали тушить на крышах «зажигалки», разбирать завалы во дворах, очищать город от снега, ухаживали за ранеными, работали на заводах. В зале, посвященном Великой Отечественной войне, представлены не игрушки, а свидетельства о смерти, орденские книжки мальчиков и девочек.

А после войны государство снова обещало: «Все лучшее — детям!».

Далеко не всегда лозунги соответствовали действительности, но практически всегда находились люди, искренне и творчески воплощавшие их в реальность. Виктор Николаевич Сорока-Росинский в 1920 — 1925 годах руководил школой-коммуной имени Ф. М. Достоевского (той самой ­республикой ШКИД), о которой написали потом его воспитанники. По книге был снят фильм, плакат к нему тоже есть на выставке. Вот только талантливому педагогу­­­ после выхода книги запретили работать в школе.

Игнатий Вячеславович Ионин в 1919 году основал трудовую школу-колонию «Красные зори» для детей из нищих многодетных семей. Это была «школа действия», «школа-хозяйство», «школьная коммуна, строящая свою работу воспитания и обучения на основе сельскохозяйственного труда». Ионин был арестован в 1939 году, его приговорили к расстрелу, заменив высшую меру наказания ­10 годами лагеря. Через два года Игнатий Вячеславович умер в лагерной больнице.

Александр Католиков, заслуженный учитель СССР, заслуженный учитель РСФСР, заслуженный учитель Республики Коми, в 1973 году возглавил агрошколу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О его педагогической системе напоминает плакат «Все дети наши, и мы за них в ответе»…

Когда я сочиняла тексты к выставке, — говорит Тамара Владимировна Ковалева, — думала о том, что не надо повторять лозунги. Не надо следовать за ними. Детство было разным у каждого.

По большому счету выставка именно об этом. О том, что детство  не самый легкий этап в жизни человека. Освоиться в этом мире — работа не из простых. Особенно во времена политических катаклизмов, войн, кризисов…

Громкие тезисы и забота государства далеко не всегда оборачиваются благом, но всегда находятся семьи, учителя, писатели — те, кто помогает ребенку стать взрослым. И, если получится, сохранить детское умение замечать мелочи, проживать каждое мгновение жизни, как чудо. Из тех, кому это удалось, вырастают настоящие художники, талантливые ученые, сотрудники музеев и… их посетители.


#выставка #музей #Ленинград #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7086) от 12.01.2022 под заголовком «Про детство счастливое наше».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?