Шедевры Энниона. В Эрмитаже открыта выставка античного стеклоделия

В Эрмитаже работает выставка «Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I — IV веков».

Шедевры Энниона. В Эрмитаже открыта выставка античного стеклоделия | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Прикладное искусство в древности подписывалось редко. Это было не принято, мы знаем очень мало имен мастеров, — рассказывает Ольга Горская, один из кураторов экспозиции. — Только самые выдающиеся художники, достигшие вершин в своем искусстве, подписывали изделия. И это был знак качества.

Один из таких мастеров — Эннион, чье имя встречается на сосудах и их фрагментах, найденных в разных местах, на всей территории Римской империи. Исследователи долгое время пытались понять, «что же собой представлял этот прославленный стеклодел как личность, каков был его статус, находилась ли его мастерская всегда в одном и том же месте». Однако и сегодня, кроме имени, о нем почти ничего не известно.

Мы примерно понимаем, когда он жил, — говорит Ольга Горская. — Это эпоха Августа и Тиберия, 1-я половина I века. — Думаем, что он работал в Сидоне, одном из самых древних и процветающих финикийских городов, на восточном побережье Средиземного моря. А некоторое время, возможно, и в Италии (там было найдено много фрагментов с его подписью). Но мы не знаем, сколько мастерских у него было, и не можем рассказать историю его жизни.

Единственное неоспоримое свидетельство — подпись мастера, которую он помещал на своих изделиях. Его имя, написанное по-гречески, — «Эннион сделал» или даже «Эннион сделал. Помни, покупатель!». Оно всегда заключено в рамку («табличку с ручками») и вписано в орнамент, украшающий сосуд. Интересно, что иногда в надпись вкрадываются грамматические ошибки. Исследователи предполагают, что греческий язык не был для Энниона родным. Тем более что и само имя греческим не является. Возможно, оно финикийское, но и это только одна из версий (самая убедительная на сегодняшний день).

Известно 26 сосудов разной формы с подписью Энниона. Пять из них представлены сейчас на выставке в Зимнем дворце. Амфора из собрания самого Эрмитажа, амфора, кувшин и две чаши из собрания израильского коллекционера Шломо Мусаева.

Планировалось, что привезут еще «Синий кувшин» из Музея Эретц Исраэль в Тель-Авиве, но пандемия не позволила сделать это. Так что шестую работу мастера Энниона посетители могут видеть только на фотографии, правда, выполненной в натуральную величину. Зато остальные можно рассмотреть во всех подробностях.

Большая часть работ Энниона сделана из полупрозрачного стекла — голубовато-зеленоватого, коричневатого, золотисто-желтого... Глубокий синий оттенок не приехавшего из Израиля кувшина — исключение. Очевидно, что стеклодел обладал удивительно точным чувством меры, пропорций. И отдавал предпочтение определенному набору узоров. От донышка или ножки на его сосудах, как правило, поднимаются длинные лепестки (кувшин или амфора словно поставлены в центр цветка). Над ними располагается пояс сетчатого орнамента (именно в него вписана подпись), еще выше — пальметты (стилизованные листья пальмового дерева).

Выделяется янтарного цвета чаша, на которой изображена сцена охоты (собака, нападающая на зайца), а также бык и лев, два петуха, две птицы. Как рассказывает Ольга Горская, это необычный сюжет для стеклянного изделия, который, скорее всего, был выбран по просьбе заказчика. Впрочем, мастер справился с задачей, создав неожиданную и симпатичную композицию.

В отдельной витрине — сосуды, не отмеченные подписью, но очень похожие на изделия Энниона по форме и узору. Они могли быть сделаны в мастерской знаменитого стеклодела, но не его руками. Или же их выполнили его ученики в собственных мастерских.

Далее представлены работы коллег и современников мастера. Это разнообразные изделия из стекла — амфоры, кувшины, чаши, стаканы, тарелки... Можно мысленно сервировать ими стол и удивиться, насколько древние представления о красоте созвучны современным.

В одной из витрин собраны флаконы для косметики, бальзамов и благовонных масел. В том числе забавный — в форме финика. Израильские ученые даже предположили, что матрица (форма) для него изготовлена с настоящего финика. Рядом — сосуд в форме рыбы. И снова предельная точность. Это не просто рыба, а рыба-заяц (разновидность фугу). Возможно, она предназначалась для хранения особенно дорогого соуса гарум (одной из самых популярных приправ древнеримской кухни).

Есть на выставке и кувшин, разделенный внутренней перегородкой надвое. В него можно было налить одновременно две разные жидкости, не смешивая их. Возможно, воду и вино?

Впрочем, назначение большей части экспонатов вопросов не вызывает. Можно только удивляться тому, что самые удобные и изящные формы полезных сосудов из стекла были найдены уже 2000 лет тому назад. И с тех пор продолжают жить, хотя имена мастеров, их придумавших, давно забыты. Почти все. Приятно, что есть исключения — такие как мастер Эннион.


#Эрмитаж #музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7085) от 11.01.2022 под заголовком «Стеклодув из Финикии».


Комментарии