В Петербурге показали снимки белорусских фотографов 1980‑х — начала 1990‑х годов
В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Превращение. Метареализм в белорусской фотографии 1980‑х — начала 1990‑х годов». 140 черно-белых авторских отпечатков представляют творчество Александра Угляницы, Виктора Каленика (на снимках) и Алексея Труфанова, которые в 1983 году объединились в группу «МЕТА».

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Десять лет назад центр приобрел более 700 снимков у белорусских фотографов, активно работавших в позднесоветские времена. Вскоре была организована большая выставка, которая представила работы 20 авторов. Теперь настало время подробного показа наследия отдельных мастеров и групп.
«МЕТА» объединила трех студентов Белорусского государственного театрально-художественного института. Название группы предложил Угляница, ставший ее лидером. Метареализмом тогда называли «реализм многих реальностей» как противопоставление социалистическому реализму. По воспоминаниям Труфанова, их привлекали обычные вещи: городская скульптура, вывески, уличная наглядная агитация, жилые новостройки.
Как говорит Игорь Лебедев, куратор выставки, «в 1980‑х годах одной из главных причин обращения молодых художников и дизайнеров к фотографии стала остро ощущавшаяся нехватка визуальных образов. Любая новая визуальная информация вызывала интерес и стимулировала труд по ее обнаружению и добыче. Фотография была понята авторами как инструмент, предоставляющий бесконечные возможности по созданию образов».
В середине восьмидесятых годов участники группы ежедневно фотографировали. А когда в СССР наступили перестройка и гласность, они получили возможность показывать свои работы в Минске, в залах Союза художников и кинотеатрах, а затем в нескольких передвижных международных проектах. «МЕТА» прекратила свое существование в начале 1990‑х годов: в новой экономической реальности каждый фотограф предпочел работать самостоятельно.

Эпиграфом к выставке стал снимок Каленика, на котором изображены две сохнущие фотопленки. Возможно, тот или другой кадр станет хорошей фотографией. А может быть, все пойдут в корзину. Абсолютное большинство представленных на выставке снимков не имеют названий, указан только год съемки. Впрочем, даты интересны для молодых посетителей выставки. Зрители постарше без труда вспомнят настроения и реалии 1980‑х годов. Когда в моде были широкие юбки и туфли на высоких каблуках, в магазинах продавали овощные консервы в трехлитровых стеклянных банках, а в квартирах на почетном месте в книжном шкафу рядом с портретом отца семейства — ударника труда помещался Советский энциклопедический словарь. Когда на стене цеха обложка популярного журнала «Советский экран» с портретом молодого артиста Бориса Щербакова занимала почетное место рядом с рабочими чертежами. Причем портрет еще и отретуширован. Наверное, поклонницей актера…
На фотографии Угляницы, сделанной в 1983 году, изображено праздничное оформление — на фасаде дома висит пятиконечная звезда размером в три этажа. Но она сделана не из металла или другого прочного материала, а сшита из широкой ленты дешевой материи. Что, возможно, свидетельствует: на идеологии начинали экономить.
Среди известных снимков Каленика — романтического вида девушка сфотографирована на фоне взлетающего лайнера. Лучший снимок Труфанова — изящные женские пальцы держат большое спелое яблоко. Это не про сбор урожая, про библейскую мудрость.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7348) от 02.02.2023 под заголовком «Больше, чем реализм».
Материалы рубрики
В Вологде открылась выставка «Не?нужная память»
Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии