В Петербурге показали произведения скульптора и графика Пелагеи Шуриги
В Музее городской скульптуры состоялся показ произведений Пелагеи Шуриги (1900 - 1980) - ленинградского скульптора, графика, мастера прикладного искусства, посвященный 120-летию со дня ее рождения. В фондах музея хранится около ста работ - дар Вирко Блэк, дочери автора.
Мужчина с малиново-рыжим лицом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Еще несколько лет назад творчество Шуриги всецело принадлежало архивам и дотошным историкам ленинградского искусства середины ХХ века. Но недавние показы в Русском музее и Музее искусства Петербурга XX - XXI веков выявили экспрессивного, ироничного мастера, созвучного нынешнему переменчивому времени.
Широкая публика увидела в биографии Шуриги точный портрет ХХ века. Она училась в московском ВХУТЕМАСе и в Академии художеств в Ленинграде - у скульптора Александра Матвеева. Работала на ЛФЗ, потом заведовала там музеем фарфора. В 1941 году выехала в эвакуацию в уральский город Ирбит, где одновременно отвечала за сохранность коллекции и трудилась на военном заводе. В послевоенные годы предпочла путь свободного художника, иногда отзываясь на предложения выполнить заказ на производственную тему.
Современно выглядят портреты работниц швейной фабрики имени Володарского. Раскрашенные гипсы разительно отличаются от слащавых соцреалистических произведений того времени. Уж не говоря про барельеф «Право на отдых» - ироничную версию античных или возрожденческих «Трех граций».
Два портрета художницы по тканям Натальи Парфацкой - рисунок и скульптура — напоминают образы архаических южноамериканских богов. У этих работ существуют своеобразные предшественники: во время войны Шурига создала серию рисунков «Малые обнаженные», отсылающую к степной неолитической скульптуре.
Рисунки 1960-х годов - «Голова девушки с красным лицом и шеей» и «Мужчина с малиново-рыжим лицом» напоминают про «вождей краснокожих». Хотя на самом деле эти этюды говорят о пробах Шуригой цветных фломастеров, которые только появились в то время.
В фондах музея находятся три скульптурных портрета работницы-стахановки фабрики «Восход» М. Н. Абрамовой. Один выполнен из гипса и расписан вручную. Два других отлиты из фарфора - глазурованного и бисквита. Женские образы получились разные. От теплого домашнего до строгого для доски почета.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (6652) от 26.03.2020 под заголовком «Возвращение Шуриги».
Комментарии