В Петербурге отметили День Достоевского

В Северной столице прошел четырнадцатый День Достоевского, отмеченный появлением персонажей из произведений Николая Гоголя и Ивана Гончарова, участием солиста-танцовщика из Мариинского театра, рассказом истории прототипа Родиона Раскольникова и объяснением мирных эмблем с топором. «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывают о самом интересном.

В Петербурге отметили День Достоевского | ФОТО автора

ФОТО автора

Без Кузнечного

Постоянные посетители Дней Достоевского, а таких немало, хорошо знают, что идея праздника родилась из первых фраз романа «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…». Раскольников, главный герой романа, годами занимал центральное место в спектаклях и экскурсиях, приуроченных к этому празднику. Даже его топор иногда становился самостоятельным персонажем.

Традиционно День Достоевского начинался у памятника писателю на Владимирской площади, где пуб­лика, получив газету-программку, присоединялась к театрализованному шествию с участием героев произведений писателя и шла с ними до Музея Достоевского. Там, в Кузнечном переулке, разыгрывался спектакль, который запускал праздник. Не только любители русской классической литературы, но и случайные прохожие останавливались, слушали тексты, смотрели на игру ФМД-теат­ра — содружества драматических актеров, которое ежегодно специально собирается, чтобы один раз сыграть спектакль, придуманный к этому дню.

В 2023 году многое изменилось, но обо всем по порядку. По разным причинам спектакль перенесли на вечер, он завершал День Достоевского, и показали его в пространстве SENО на Гороховой улице. По­этому праздник начался скорее буднично: ближе к полудню волонтеры стали раздавать газеты и формировать группы экскурсантов. Было очевидно, что там нет случайных людей. Мои разговоры у стойки с газетой это подтвердили. Дмитрий, Елена и их дочь Маша приехали из Саратова специально на День Достоевского. В прошлом году у них был стандартный набор знакомства с Петербургом. Сейчас захотелось чего‑то нового. Кстати, это то самое «второе посещение», о котором мечтают и много говорят организаторы туризма в Петербурге.

Мужчина, он не стал себя называть, сообщил, что не пропустил ни одного Дня Достоевского, начиная с первого, собрал все ежегодные газеты, изданные к этому событию. На сей раз он направился на экскурсию по местам Раскольникова. «Хочу освежить в памяти роман, я вообще много читаю», — сказал мой собеседник. Елена и Валентин, преподаватели математики, первый раз пришли на праздник, они на месте ориентировались в его программе, выбирая экскурсионный маршрут. Друзья Егор и Николай живут и работают в Петербурге два года. Их заинтересовала экскурсия по местам романа «Идиот».

Экскурсии проводили волонтеры, которых готовили в Музее Достоевского. Студент Георгий заметил, начиная один из маршрутов: «Мне рассказали столько интересного, что хочется поделиться с вами немедленно». Самый молодой волонтер Федор перешел в 11‑й класс и решил кроме расширения кругозора получить навыки коммуникации.

Чистов —Раскольников

Следующая точка — культурное пространство «Где бабуля?», которое расположено в доме на Средней Подьяческой, 15, куда Достоевский поселил старуху-процентщицу из романа «Преступление и наказание». Там актер Денис Старков показал трогательную выставку рисунков «Бабушки современного Петербурга». Вместе с коллегой Владимиром Карповым они поставили для актрисы Кристины Куца короткий моноспектакль в известном жанре из социальных сетей «реальные преступления». Смысл в том, что Кристина наносит на лицо грим, как бы готовясь к какому‑то красочному шоу, а проговаривает историю Герасима Чистова, в 1865 году обвиненного в убийстве в Москве двух старушек. Достоевский наверняка знал об этом деле, теперь о нем узнали гости Дня Достоевского.

День Достоевского3_Пр.jpg
ФОТО автора

Музей «Разночинный Петербург» пригласил своих друзей — актеров Екатерину Лесову и Андрея Арсеньева из петербургского театра «Алые паруса», которые сыграли небольшой спектакль «Математика страстей». В его основе — драматические взаимоотношения Грушеньки и Дмитрия Карамазова — героев романа «Братья Карамазовы». Публика едва поместилась во двор музея и не разбежалась, несмотря на дождь. Как рассказала нашей газете Лесова, театр готовит полнометражный спектакль, показ на Дне Достоевского стал первой пробой на публике. Судя по реакции зрителей, она прошла успешно.

После спектакля сотрудники музея показывали фотографии XIX века из своих фондов: эмблемы с топором носили гражданские инженеры (архитекторы) и инженеры-электротехники. Так что образ топора обрел на литературном празднике мирный, созидательный смысл.

Выставочная программа дня оказалась в этом году скромной. Библиотека книжной графики представила выставку «Места Достоевского в Петербурге», подготовленную любительским клубом «урбанскетчеров», то есть людей, которые ходят по городу и рисуют пейзажи. У всех авторов много старательности, но, наверное, им не следует соревноваться с фотографией, буквально воспроизводя детали архитектуры.

Партия Тритона

Финальный уличный спектакль «Достоевский / Буффонада» был показан вечером. Как рассказала Вера Бирон, автор сценария, место и определило выбор писателей и их персонажей. Все они жили или часто бывали на Гороховой улице.

По версии спектакля, «Пиковая дама» и старуха-процентщица оказались, что называется, из одного теста. Германн и Раскольников — из другого, но тоже одного. Как пушкинская Лиза и Варенька из «Бедных людей» Достоевского. Только сверхленивому гончаровскому Илье Обломову нет аналогов среди деятельных персонажей Достоевского.

Буффонада закольцована прологом и эпилогом, в центре которых находились гоголевский Поприщин и Тритон из неоконченного фельетона Достоевского «Из дачных прогулок Козьмы Пруткова и его друга».

Как пояснила Бирон, чтобы показать Тритона, как Достоевский назвал мифологического водяного, потребовался артист другого профиля. Им стал Григорий Попов, солист Мариинского театра.


#Достоевский #писатель #праздник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7448) от 03.07.2023 под заголовком «Самому петербургскому писателю».


Комментарии