В Петербурге открылось несколько выставок, посвященных Александру Бенуа
В этом году Россия отмечает 150 лет со дня рождения художника и историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Этому событию посвящено несколько выставок, открывшихся под занавес года.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
О ретроспективе Бенуа в Михайловском замке Русского музея наша газета уже писала. Выставка «Александр Бенуа. Мания Петрушки», открывшаяся в Полярном флигеле Шереметевского дворца, удачно дополняет образ художника, представляя более полно его театральное творчество. На выставке акцент сделан на два балета – «Павильон Армиды» и «Петрушка».
«Павильон Армиды», балет Михаила Фокина на музыку Николая Черепнина, открыл в 1909 году в Париже в театре Шатле дягилевские балетные сезоны. Бенуа не только создал декорации, но и сочинил либретто (в основе сюжета – новелла Теофиля Готье «Омфала»). История романтическая и даже мистическая – о красавице, изображенной на гобелене и оживающей по ночам. Действие происходит в милой сердцу Бенуа Франции эпохи Людовика XIV.
И в декорациях, и в костюмах Бенуа был предельно точен. Как писали исследователи его творчества, он воссоздал Версаль XVIII века с «энциклопедической точностью». Бенуа, как и его соратнику по «Миру искусства» Константину Сомову, в творчестве был присущ ретроспективизм или пассеизм – влюбленность в прошлое. И прежде всего в XVIII век, будь это елизаветинская эпоха в России или Франция времен правления «короля-солнца».
«В моем «пассеизме» (ужасное слово, но я не знаю, чем его заменить) все прошлое мне дорого, все меня пленит, – писал он. – Перебравшись на уэллсовской машине времени в давно исчезнувшее прошлое, я чувствую себя там более «у себя дома», нежели в настоящей обыденности».
В дягилевских «Русских сезонах» Александр Бенуа получил пост художественного директора. Он также оформлял балеты, которые обожал. «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ, – был убежден он. – В нем можно добиться таких впечатлений, такой гармонии, такой красоты, такого смысла, которые недоступны даже драме».
Балет «Петрушка» открыл новую эпоху в этом виде искусства. До сих пор он не сходит со сцены, появляются все новые и новые версии русской хореографической сказки. Известны версии Рудольфа Нуреева, Олега Виноградова, Андриса Лиепы, Владимира Варнавы. В прошлом году на фестивале «Дягилев. P. S.» петербургские балетоманы увидели «Петрушку» в необычной постановке Йохана Ингера, который перенес действие в мир моды.
Написать музыку Дягилев доверил молодому ученику Римского-Корсакова Игорю Стравинскому. «Меня соблазняла идея изобразить на сцене театра Масленицу, милые балаганы, эту великую утеху моего детства...» – вспоминал впоследствии Бенуа.
В декорациях Бенуа изобразил виды Петербурга зимой, масленичные гулянья с балаганами и каруселью, ночное небо со звездами и... рогатыми чертями – перед Великим постом, в пору карнавалов, нечисть просыпается и прячется под карнавальными масками.
Его Петрушка получился скорее трагическим, чем смешным. В нем смешались черты Арлекина и Пьеро. Трагическое проявилось особенно ярко в исполнении первого Петрушки – Вацлава Нижинского. Критики узрели в нем русскую удаль и русскую тоску, что-то от героев Достоевского и Блока. «Петрушка – олицетворение всего, что есть в человеке одухотворенного и страдающего, иначе говоря, начала поэтического», – говорил Бенуа.
И о Нижинском в этой роли, восхитившей и Чаплина, и Сару Бернар: «Внутренняя метаморфоза, которая произошла с ним, когда он надел костюм и покрыл лицо гримом, на сей раз была еще более поразительна. Я не мог надивиться тому мужеству, с которым Вацлав решился выступить после всех своих «теноровых» успехов в роли этого ужасающего гротеска – полукуклы-получеловека. Суть роли Петрушки в том, чтобы выразить жалкую забитость и бессильные порывы в отстаивании личного счастья и достоинства, и все это – не переставая походить на куклу».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6836) от 28.12.2020 под заголовком «Мания Петрушки».
Комментарии