От сердца к сердцу. Чем интересна выставка о сестрах Берггольц в Петербурге
Про Ольгу Берггольц в последние годы сказано и написано столько, что, казалось бы, уже трудно найти что-то удивительное. Именно с таким настроением я пришел на выставку в Музее обороны Ленинграда, посвященную 110-летию со дня рождения поэтессы. И был рад ошибиться, поскольку провел в небольшом зале, где развернута экспозиция, больше часа и вышел едва ли не ошеломленный...
Из коллекции Государственного музея обороны и блокады Ленинграда
Выставка «От сердца к сердцу. Сестры Берггольц» посвящена не только Ольге Федоровне, но и ее младшей сестре Марии – актрисе, театральному режиссеру. Мария пережила сестру почти на три десятилетия: умерла в 2003 году в возрасте 94 лет. Всю жизнь Мария Федоровна, или Муся, как ласково ее называли в семье, была ангелом-хранителем Ольги.
Ей несколько раз удавалось буквально вырвать сестру из объятий смерти. В 1939-м, когда Ольга, будучи беременной, провела больше полугода в заключении по обвинению «в связях с врагами народа» и потеряла ребенка. После случившегося записала в дневнике: «О, подло, подло жить в этом страхе... ждать расправы и унизительного уничтожения за любовь свою к людям, за настоящую любовь к народу, родине и партии».
Мария Федоровна бросает все дела в Москве и приезжает в Ленинград. Легенда гласит, что она буквально прорвалась в кабинет следователя, и случилось чудо: Ольгу Федоровну вскоре выпустили. Будто бы причиной стало личное заступничество писателя Александра Фадеева...
На выставке есть яркий образ: экспонатом стали двери, словно приоткрытые в один из кабинетов следователей Большого дома. Как символ того, что Ольге Федоровне довелось пережить, как врата во все темное, что было в ее жизни в те годы. Двери подлинные, 1930-х годов, в музей их передали несколько лет назад, когда в здании на Литейном шел ремонт. В дверном проеме – икона «Ангел Благое Молчание», семейная реликвия, которая была своего рода оберегом поэта.
Второй раз Мария Федоровна спасла сестру в начале марта 1942-го, когда, узнав о смерти ее мужа Николая Молчанова, примчалась за ней в осажденный Ленинград и забрала ее, уже совсем обессилевшую, в Москву. Полтора месяца поэтесса прожила в столице и... вернулась в блокадный город. «Свет, тепло, ванна, харчи – всё это отлично... Существовать, конечно, можно, но жить – нельзя».
После смерти сестры в 1975 году Мария Федоровна берегла ее наследие и сделала все, чтобы донести до людей подлинный образ поэтессы. Мятущейся, ранимой, гордой, не сломленной временем...
Выставка в Соляном – совместный проект Музея обороны и Театра драмы имени Ольги Берггольц. Его художественный руководитель Анна Загребнева, актриса театра «Комедианты», погрузилась в творчество поэтессы лет десять назад. Коллектив (все актеры – профессиональные!) возник чуть позже, когда она отыскала почти забытую пьесу «Они жили в Ленинграде», созданную Ольгой Берггольц и Георгием Макогоненко в блокадном городе. Каждое слово в ней – боль, горечь, страдание. И в то же время – любовь, надежда и сила духа.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Сценическая жизнь этого произведения оказалась очень короткой. В 1944-м его поставили в Московском камерном театре, в 1960-м – в Ленинградском драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской, причем одну из главных ролей в нем играла Алиса Фрейндлих. В каждом из театров пьеса продержалась не больше трех сезонов.
Если первый раз постановка сошла со сцены потому, что возникли творческие неурядицы в семье главного режиссера Александра Таирова, то во второй – просто оттого, что две трети актеров сами пережили блокаду, и играть ее на сцене им было морально очень тяжело. Тогда Ольга Федоровна написала своего рода послание потомкам: «...Мне кажется, что актеры, лично не пережившие блокады, смогут сыграть многое лучше, именно в силу того, что будут дополнять это творческим воображением, а не сгибать под тяжестью личного, к сожалению, почти не осмысленного творчески опыта...».
– Мы восприняли эти слова как руководство к действию, – говорит Анна Загребнева. – На репетиции ушло два месяца, но год формировался язык спектакля и творческий коллектив.
В январе нынешнего года пьесу сыграли в Музее обороны в Соляном. И выставка «От сердца к сердцу» не совсем музейная экспозиция, а своего рода театральное пространство. Уголок радиокомитета, на фоне которого транслируются фрагменты фильма о поэтессе, созданного режиссером Людмилой Шахт, рабочий кабинет Ольги Федоровны в квартире на Черной речке...
Участники Театра драмы имени Ольги Берггольц готовят аудиогид по экспозиции, который станет возрожденной традицией блокадных радиоспектаклей. В нем прозвучит голос самой поэтессы, а также ее стихи в исполнении актеров.
Многие экспонаты впервые представлены на выставке для широкой публики. Они из архива внука Марии Федоровны и крестника Ольги Федоровны – москвича Виктора Лебединского. Детские фотографии сестер, самый ранний дневник Ольги, письмо мамы, Марии Тимофеевны, дочерям в блокадный Ленинград... Пишущую машинку поэтессы тоже передал Лебединский.
– Когда мы готовили выставку, были потрясены, что имя Ольги Федоровны по сей день служит как будто магнитом, – говорит Анна Загребнева. – Откликнулись музей-библиотека «Книги блокадного города», архив литературы и искусства, народный музей «...А музы не молчали». Самые обычные горожане рассказывали, что их родные были знакомы с Ольгой Федоровной, делились семейными воспоминаниями.
По словам художественного руководителя театра, порой ей кажется, что она как будто чувствует незримое присутствие Ольги Берггольц рядом. Никакой мистики, но поэтесса словно направляет актеров, играющих ее блокадную пьесу.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6832) от 22.12.2020 под заголовком «Сестры играют спектакль».
Комментарии