В Петербурге открыли экскурсию по особняку Безобразовой

Финальной премьерой шестого сезона просветительской программы «Открытый город» стала экскурсия «Особняк Надежды Безобразовой» (Моховая улица, 34). Пожалуй, впервые старина, которой в основном посвящен этот цикл, вплотную соприкоснулась с нашими днями.

В Петербурге открыли экскурсию по особняку Безобразовой | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Причина проста — в особняке Безобразовой более 90 лет назад поселился техникум сценических искусств. Потом он стал называться ЛГИТМиК (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии), теперь — РГИСИ (Российский институт сценических искусств). Во время экскурсии мимо нас, вежливо поздоровавшись, пробегали ­изящные девушки и юноши, спешившие на занятия и репетиции. Двое, увидев неожиданную аудиторию, разыграли сцену. Кажется, из шекспировской комедии.

Экскурсоводом по особняку Безобразовой стала Наталья Костицина, наша коллега, в свое время окончившая актерский факультет ЛГИТМиКа и служившая в ТЮЗе. Для нее этот дом родной — с его репетиционными залами и узкими коридорами, лестницами с мраморными и чугунными ограждениями, то идущими парадными маршами с легким наклоном, то взмывающими винтом на высоту пятого этажа…

История этого места прослеживается с начала XIX века. В 1830‑е годы в существовавшем тогда доме снимали квартиру родственники Михаила Лермонтова. Поэт мог приходить сюда в гости. Но то, что именно здесь он встречался с Екатериной Сушковой и задумал драму «Маскарад», — байки студентов или их педагогов, прививающих ученикам интерес к классической литературе. Позже домом недолго владел Василий Кокорев, известный бизнесмен, меценат и коллекционер. «Портрет сестер Шишмаревых» Карла Брюллова и «Сватовство майора» Павла Федотова — жемчужины Русского музея — происходят из его собрания.

В 1902 году началось строительство ныне существующего здания. Надежда Безобразова, урожденная Стенбок-Фермор, пригласила для проектирования Александра Владовского, молодого архитектора, который еще учился в Академии художеств. Он нарисовал богато декорированный фасад в готическом стиле, украшенный эркером с навершием в виде каменного «крестоцвета». По некоторым источникам, в ходе строительства произошло обрушение конструкций, и Владовский был отстранен от дальнейшей работы. Проект по его эскизам переработал известный архитектор Юлий Бенуа. Иногда в литературе указывается, что эскизы парадных интерьеров создал другой архитектор — Николай Прокофьев. Но авторитетные справочники эти сведения не подтверждают. Кстати, в этом особняке не было каретных сараев. Владимир Безобразов, муж Надежды, был не только генералом от кавалерии, но и основателем Императорского Российского автомобильного общества.

Особняк на Моховой4_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Строительство было закончено через пять лет. В арке на металлической решетке, расположенной над воротами, установлен кружок с вырезанными на нем цифрами «34». Нумерация домов по Моховой улице существует около двухсот лет. Костицина обращает наше внимание на герб Безобразовых с оленем, он украшает эркер, и на герб с вензелем «НБ» над одним из окон второго этажа. На фасаде много зооморфной пластики — утки, лебеди, олени, но главные персонажи — четыре длинношеих грифона, которые охраняют вход и одновременно поддерживают эркер. Наш гид поясняет, что будущие артисты используют персонажей с фасада в этюдах по изображению зверушек. Колонны, на которых держится дверной короб, украшены женской и мужской масками. Они словно спрашивают входящих: «Что ты сделал для развития актерского искусства?».

Поход в особняк Безобразовой — всегда небольшое приключение. Когда мы вошли, любезные сотрудницы РГИСИ сказали: на несколько минут освободился класс Мара Сулимова. В институте многие помещения называются по именам известных педагогов, которые вели в них свои актерские и режиссерские курсы. И мы попадаем в помещение с лепным потолком и окнами во двор, откуда видно, что здание сильно вытянуто в сторону Литейного проспекта, а дворовые флигели имеют высоту пять этажей.

В это время приходит сообщение, что можно подняться на второй этаж, чтобы посмотреть два главных парадных зала особняка, которые выходят на Моховую улицу. Будуар Надежды Безобразовой с тремя зеркалами (одно — в деревянной резной раме) стало ­аудиторией № 16 для танцевальных занятий. Балетные станки не противоречат богатой лепнине на стенах и потолке. Соседний зал — также для танцев — самый богато декорированный: барельефы цветочные и «женщина с ребенком», бронзовые люстры и бра в виде корзинок по моде начала прошлого века. Живописный плафон снят, потолок требует реставрации… В том самом эркере поместился старинный рояль «Стейнвей», весь в резьбе. На нем давно не играют, но он — неотъемлемая часть зала, объект культурного наследия.

Пора уступать место студентам. Мы выходим на парадную лестницу. Белый мрамор ограждений и ступенек рифмуется со скульптурой. Это копии XIX века с античных статуй «Афродита», «Юноша со свитком» — символ образования и два «Сатира». Они появились при Безобразовых. Над лестницей находится большой световой фонарь. Сейчас он закрыт и также требует реставрации. По замыслу Владовского, свет из фонаря придавал воздушность скульптурам и самой лестнице.

Особняк на Моховой2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пока мы спускались к библиотеке, стало известно, что появился бонус в виде посещения класса Александра Музиля. Там сохранились колонны из искусственного мрамора, камин с чугунной топкой производства завода «Сан-Галли», изящная лепнина на потолке с изображениями лилий. В 1914 году особняк Безобразовой был выкуплен в казну, там разместился офис Совета министров России. Этот класс служил приемной премьера Ивана Горемыкина.

Возвращаемся в библиотеку. В подлинных шкафах теперь размещены материалы об истории института. Звездных имен не перечесть… Небольшая дверь ведет в помещение под парадной лестницей. Студенческая легенда гласит, что там хранились царские сокровища. На самом деле туда складывали министерские бумаги.

Костицина ведет нас мимо антикварного окна со стеклянными кирпичами системы Фальконье по винтовой лестнице к классу Аркадия Кацмана. Там вместе со Львом Додиным они поставили дипломный спектакль «Братья и сестры». Следующий курс этих педагогов подготовил музыкальное шоу «Ах, эти звезды», его показывали на стадионах и сняли на ТВ.


#экскурсии #особняк #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7305) от 24.11.2022 под заголовком «Вверх по лестнице, ведущей в артисты».


Комментарии