В Петербурге открылась выставка живописи и графики Владимира Гринберга

В Музее петербургского авангарда (улица Профессора Попова, 10) открылась выставка живописи и графики Владимира Гринберга (1896 — 1942), одного из лидеров ленинградской школы пейзажа. Проект был подготовлен к 125‑летию со дня рождения художника.

В Петербурге открылась выставка живописи и графики Владимира Гринберга | «Волынский переулок». 1933 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Волынский переулок». 1933 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Все двадцать представленных произведений находятся в собрании Музея истории Петербурга. Некоторые, такие как портрет Даниила Хармса или пейзаж «Летний вечер на Неве», давно знакомы любителям изобразительного искусства. Другие — «Волынский переулок» или «Асфальтирование набережной Лейтенанта Шмидта» — известны в основном знатокам художественной жизни Ленинграда 1930‑х годов.

Гринберг родился в Ростове-на-Дону, учился в петербургском Политехническом институте, одновременно обучаясь в частной художественной школе. В 1920‑е — начале 1930‑х годов он занимался книжной графикой, преподавал в ленинградских вузах.

По воспоминаниям коллег — Георгия Верейского, Александра Ведерникова, Бориса Каплянского, Гринберг был скромным человеком, целеустремленным в творчестве. Николай Пунин говорил, что не встречал другого ленинградского художника, который бы так ощущал живопись.

В 1934 году Гринберга уволили из Академии художеств «за формализм», но не выгнали из Союза художников и даже заказали серию работ, изображающих новое городское строительство. Кроме «Асфальтирования» эта большая серия представлена пейзажем «Фабрика-кухня». Незадолго до начала Великой Отечественной войны Гринберг создал портрет Хармса, а также коллег — Николая Лапшина и Александра Шендерова.

В центре выставки — невская пейзажная серия. Мастерская Гринберга располагалась на первом этаже дома № 28 по набережной 9 Января (сейчас — Дворцовая) и выходила окнами на реку.

Подобно почитаемым им импрессионистам, Гринберг изображает главное городское пространство в разное время года и время суток при различных погодных условиях. С обязательным буксиром в сезон навигации. Кроме «Летнего вечера на Неве» это «Пароходик на Неве», «Нева. Петропавловская крепость. Вечер» и другие. Часто очертания зданий едва угадываются, а ленинградское вечернее небо видится художнику не привычным мрачно-серым, а тающим голубым. Наверное, это личное впечатление, как на картинах импрессионистов. В пейзаже «Нева. Зима» видны люди, спешащие по льду от Дворцовой набережной на Мытнинскую. У многих в памяти еще оставался «ледовый трамвай», ходивший по этому маршруту на рубеже XIX — XX веков.

Любопытно, что на натуре Гринберг делал только беглые зарисовки в блокноте. Все пейзажи создавались в мастерской. Художник погиб в первую блокадную зиму, успев принять участие в «Первой выставке работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны». Она была открыта 2 января 1942 года…

Благодаря Вере Евгеньевне, вдове Гринберга, произведения мастера удалось спасти. Вскоре после освобождения Ленинграда от блокады она вернулась сюда в одном из первых эшелонов, который вез строителей для восстановления города.


#выставка #музей #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7088) от 14.01.2022 под заголовком «Какого цвета облака над Невой».


Комментарии