В Музее истории религии открылась выставка о спиритизме на рубеже XIX — XX веков

«Эпоха призраков. Спиритизм на рубеже XIX — XX веков» — так называется выставка, открывшаяся в Музее истории религии. Антураж вполне соответствует: по узкой винтовой лестнице спускаемся в полуподвальное помещение, где под старинными кирпичными сводами словно разыгрывается какое-то таинственное действо… Организаторы экспозиции подчеркивают, что музей редко обращается к этой теме, а потому многие артефакты, которые здесь можно увидеть, представлены впервые.

В Музее истории религии открылась выставка о спиритизме на рубеже XIX — XX веков | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как известно, спиритизм основан на вере в то, что есть особые люди, медиумы, которые могут общаться с духами умерших. Чтобы магическое действие увенчалось успехом, медиум и его последователи должны были находиться в замкнутом полутемном помещении, где они вызывали  духов и наблюдали звуковые и световые эффекты, вибрации или перемещение предметов, — говорит автор выставки Наталья Веприкова.

В Петербурге спиритические сеансы стали проводить в середине 50-х годов XIX столетия, но популярность они приобрели два десятилетия спустя, когда увлечение «столоверчением» охватило едва ли не все слои общества. Даже члены царской семьи принимали участие в подобных «представлениях».

Главными «проповедниками» спиритизма в России стали действительный статский советник Александр Аксаков, профессор Петербургского университета Николай Вагнер и знаменитый химик Александр Бутлеров. Они организовали в столице кружок, участники которого устраивали сеансы, приглашая на них известных медиумов из Европы.

Особенно важно было фотографически зафиксировать ритуал и призраков, то есть предъявить широкой публике реальные доказательства существования мира духов и его взаимодействия с миром живых.

На выставке представлены фотографии из коллекции Алек­сандра Аксакова и его соратников. На них видны полупрозрачные фигуры «материализованного» духа. Снимки он получал в основном из стран континентальной Европы, и понятно, что на самом деле практически все эти изображения были фикцией, рассчитанной на доверчивых почитателей таинственного мира. Речь шла просто о специальных хитростях при изготовлении негатива или уже самой фотографии…

В 1875 году по предложению профессора Дмитрия Менделеева была даже образована научная комиссия для изучения магических явлений. И хотя ее выводы для приверженцев спиритизма оказались неутешительными, энтузиазм его адептов не иссяк, — поясняет Веприкова.

Новая волна увлечения потусторонним миром пришлась на начало ХХ века, и тогда уже не было и речи о стремлении научно обосновать спиритизм. Перед Первой мировой войной в России насчитывалось три с половиной тысячи спиритических кружков, из них больше половины — в Москве и Петербурге.

Без названия.png
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Некоторые из них продолжили свое существование и после революции, и власти поначалу не придавали им особого значения, всецело сосредоточившись на борьбе с церковью. Но потом добрались и до спиритов. В 1927 году в Ленинграде было разгромлено тайное «Братство истинного служения», пять лет просуществовавшее в подполье. Его собрания проходили в специально приспособленном для совершения молитв и ритуалов «храме», в них участвовали до сорока человек, которые считали, что находятся под покровительством архангела Рафаэля.

Многие материалы братства, ставшие вещдоками в уголовном деле, были переданы затем в антирелигиозный музей. Теперь они представлены на выставке. Это описания обрядов и ритуалов, формулы клятв и посвящений, «протоколы» спиритических сеансов. Среди правил, к примеру, были такие: «В зале во время сеансов категорически запрещается «воскуривать сатанинский фимиам», т. е. курить». «Пропуск сеансов и бесед допускается лишь при смертельной болезни, ибо легкая немощь исцелится в «зале Истины». Среди экспонатов — магический круг, изготовленный из картона и раскрашенный акварельными красками.

Есть на выставке артефакты, связанные с еще одним спиритическим кружком послереволюционных лет. Действовал он в ­Москве, братья Дмитрий и Генрих Шульцы назвали его «Единым храмом». По сути, это была секта с четкой структурой, ограниченным количеством участников и сводом правил, включавших в себя ­телесные наказания. Участники секты не признавали существовавший государственный строй. Его сторонников они объявили «бесями», а лидеров страны — пророками сатаны. Сектантам запрещалось работать в любых советских организациях, поэтому они зарабатывали на жизнь, занимаясь попрошайничеством.

По всей видимости, именно поэтому власти очень серьезно отнеслись к этой организации. В ­1929 году ее участники были ­арестованы, обвинены в контрреволюционной деятельности, а глава секты Дмитрий Шульц расстрелян. Сектанты до последнего боролись за его жизнь, среди экспонатов выставки есть даже фотокопия записки, направленной ими следователю и прокурору: «Не терзайте его в темнице, выпустите. Кровью нашей начертана эта мольба. Не отпустите — прольется ваша кровь. Ждем до Р. Х. и еще семь дней. Убиты будете».

Среди вещдоков «Единого храма» — гипсовый бюст Дмитрия Шульца, изображающий его в образе богини Деметры. Ведь именно она, как объявил явившийся на одном из спиритических сеансов «дух» ­мудреца Агафита Абдуллы, покровительствовала лидеру секты…


#выставка #музей #фотографии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7087) от 13.01.2022 под заголовком «Спириты, сектанты и призраки».


Комментарии